double arrow

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. гии. Выживаемость человеческого орга­низма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истошаемости




гии. Выживаемость человеческого орга­низма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истошаемости, а во вто­ром — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира. Именно в этом и состоит, с нашей точки зрения, приспособительная, адаптивная роль тем­перамента.

К настоящему времени в многочислен­ных исследованиях удалось не только экс­периментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, выте­кающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые ком­бинации. Было установлено, что в струк­туре психической активности существуют три относительно независимых компонента. Наиболее важным из них является «эргич-ность» (выносливость), которая соответст­вует «афферентному синтезу» и харак­теризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с пред­метной средой (в том числе и с собой) и другими людьми. Другой важнейшей фор­мально-динамической характеристикой активности является «пластичность», со­ответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие. Третий компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы. В структуре эмоциональности был выде­лен только один фундаментальный пара­метр — порог чувствительности к несовпа­дению реального результата действия с «акцептором результата действия» (по тер­минологии П.К.Анохина). В этом пара­метре отражается основное свойство эмо­циональности — «впечатлительность, рани­мость». Все остальные эмоциональные ха­рактеристики (радость, гнев, страх и т. д.), с нашей точки зрения, являются производ­ными сочетаниями различных уровней ак­тивности и порога эмоциональной чувст­вительности. Например, радость представ­ляет собой сочетание высокой психичес­кой активности и высокого порога эмо­циональной чувствительности; гнев — вы-


сокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх — низкой психической активности и низкого эмо­ционального порога и т. д. Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления тем­перамента: психомоторной, интеллекту­альной или коммуникативной (Русалов, 1989, 1990]. Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изу­чаемое в лаборатории, может достигать двенадцати, что нашло свое отражение в конструировании нового варианта ОСТ — опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).




Сопоставление выявленных свойств темперамента с индикаторами общих свойств нервной системы показало, что. например, индивидуальный темп (ско­рость) поведения положительно коррели­рует с уровнем пространственно-времен­ной синхронизации ЭЭГ-процессов. Плас­тичность поведения положительно связана с вариабельностью вызванных потенциа­лов. Эргичность (выносливость) сопряжена с уровнем энергии медленных ритмов ЭЭГ [Русалов, 1979).

На основе разработанной в лаборато­рии теоретической модели темперамента удалось сконструировать специальный тест-опросник, позволяющий измерить свойства темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) — уни­кальный отечественный тест, прошедший психометрическую валидизацию. Было показано, что шкалы ОСТ высоко корре­лируют с объективными тестами, эксперт­ными оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно и ана­логично некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Кроме того, ОСТ обладает высокой ретестовой надеж­ностью и прошел стандартизацию с уче­том возраста испытуемых [Храмов, 1993]. Тест-опросник (ОСТ) позволил исследо­вать не только структуру, половые раз­личия, генетические и психофизиологи­ческие предпосылки формирования, но и закономерности взаимодействия темпера­мента с другими вышележащими струк­турами индивидуальности, а именно ~


5.4. Темперамент




с общим интеллектом и творческими способностями- Например, установлено, что темпераментальные свойства оказы­вают влияние на процесс формирования общеинтеллектуальных способностей чело­века преимущественно на ранних этапах его развития. По мере нзросления подклю­чаются специальные факторы (знания, умения, навыки), приводящие к форми­рованию таких динамических характерис­тик интеллекта (общеинтеллектуальных способностей), которые практически не зависят от темпераментального уровня ре­гуляции поведения. На этом основании было введено специальное понятие «фор­мально-динамический интеллект» (или первооснова общеинтеллектуальных спо­собностей). Формально-динамический ин­теллект является подсистемой формально-динамических свойств индивидуальности (общего темперамента) и характеризуется сходной гомологичной структурой свойств. Формально-динамические характеристики интеллекта и формально-динамические измерения темперамента (интеллектуаль­ная эргичность/темпераментальная эргич-ность, интеллектуальная пластичность/ темпераментальная пластичность, интел­лектуальная скорость/темпераментальная скорость, интеллектуальная саморегуля­ция/эмоциональный порог имеют, по-ви­димому, общие генетические и нейро­физиологические источники (задатки) [Дудин, 1993; Семенченко, 1996].



Экспериментально удалось подтвер­дить, высказанные ранее предположения [Русалов,1982, 1986, 1989] о том, что тем­перамент может рассматриваться не только как задаток общих способностей, но и как важнейшая природная предпосылка раз­вития творческих способностей. Было показано, что н структуре творческих спо­собностей можно выделить две категории характеристик: а) содержательные, такие, как «оригинальность», «продуктивность» и др., которые определяются уровнем зна­ний, социальным опытом и мотивацией испытуемых; б) формально-динамические — «беглость» и «гибкость», которые обуслов­лены преимущественно темпераменталь-ными факторами независимо от возраста и профессиональной ориентации испытуе-

15*


мых. Установлено, что «беглость» как ком­понент творческих способностей обуслов­лена преимущественно темпераменталь-ной пластичностью и темпом (как в пред­метной, так и социальной сферах). По­казано, что «гибкость» как компонент творческих способностей зависит преиму­щественно от эмоциональности (социаль­ной) и общей темпераментальной актив­ности.

5.4.5. Нерешенные проблемы и перспективы их исследований

Считается общепризнанным, что свой­ства темперамента наследуются, однако каждый раз при создании того или иного конкретного метода, нацеленного на из­мерение темперамента, необходимо про­ведение специальных контрольных психо­генетических исследований, которые под­твердили бы наследуемость данного набора изучаемых свойств темперамента. Такая психогенетическая валидизация необходима и для метода ОСТ.

Предстоит уточнить роль темперамента как важнейшей предпосылки становления личностных, когнитивных и стилевых свойств, связанных, например, с адапта­цией детей к школе, профессиональной пригодностью, поведением человека в экст­ремальных условиях. Прежде всего необ­ходимо сопоставить свойства темперамента, определенные по методу ОСТ, с базальными личностными свойствами, диагностируе­мыми с помощью широко известных пяти-факторных личностных опросников (на­пример, метод NEOAC-BIG FIVE, Costa and MacCrae), что позволило бы вплотную подойти к экспериментальному решению проблемы о соотношении темперамента и характера человека. Предстоит лаборатор-но-экспериментальная валидизация моди­фицированного варианта метода ОСТ — универсального теста оценки формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Используя данный метод, можно измерить формально-динамические свой­ства не только в психомоторной и ком­муникативной сферах, но и в интеллек­туальной, что даст возможность более



5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ



обстоятельно и глубоко ответить на вопрос о темпераментальных задатках общих спо­собностей.

Необходимо принципиально по-новому подойти к решению проблемы типологии темперамента, которая обычно соответст­вует тому или иному уровню представле­ний о биологических основах темперамента: у Гиппократа, например, в основе темпе­рамента лежат четыре жидкости, отсюда — четыре типа темперамента; у Э. Кречмера — три типа телосложения, которые соответст­вуют трем типам темперамента; у И.П. Пав­лова — четыре типа высшей нервной дея­тельности и соответственно четыре типа темперамента. В настояшее время наи­более часто под типом темперамента понимают устойчивое сочетание крайних вариантов тех или иных шкал темперамента. Например, согласно мнению Г. Айзенка, тип темперамента представляет собой сочетание крайних вариантов двух орто­гональных шкал: I) экстраверсии-интро-версии и 2) эмоциональной стабиль­ности—эмоциональной лабильности (или нейротицизма). Айзенк соотносит выде­ленные «типы» темперамента с гиппокра-товскими: сочетание крайней выражен­ности экстраверсии и эмоциональной устойчивости — с типом сангвиника; экстра­версии и эмоциональной лабильности — с типом холерика; интроверсии и эмоцио­нальной устойчивости — с типом флегма­тика, а интроверсии и эмоциональной лабильности — с типом меланхолика.

Если же в основу темперамента поло-жить общую конституцию организма (всю биологическую подсистему человека или хотя бы основные психофизиологические индикаторы общих свойств нервной сис­темы), то можно предполагать, что типов темперамента будет столько, сколько типов общих конституций. К сожалению, мы еще далеки от знания точного количества типов общих свойств нервной системы, не говоря уже о количестве типов конститу­ций человеческого организма, хотя совре­менная вычислительная техника и мате­матика (таксономия) делают эту проблему вполне решаемой. До сих пор, однако, предметом многомерной классификации являются лишь наборы отдельных призна-


ков, относящихся к тем или иным под­системам человеческого организма, а не к общей конституции в целом, в которую следует включать и генетические, и био­химические, и соматические, и, конечно же, общие свойства нервной системы че­ловека. Очевидно, что недалеко то время, когда мы будем располагать более точными сведениями об основных биологических типах человеческого организма как целого, что позволит создать более точную клас­сификацию типов темперамента человека.

5.4,6. Практические приложения

Представления о темпераменте, методы его оценки широко применяются в педа­гогической практике, в системе профот­бора, в медицине и других сферах общест­венной практики. Во многих прикладных исследованиях темперамент рассматрива­ется как важнейший фактор трудовой, учебной и спортивной деятельности. Пока­зана роль темперамента как важнейшего компонента индивидуального стиля дея­тельности, который обеспечивает опти­мальную «сопряженность» требований де­ятельности и индивидуально-психологи­ческих особенностей человека. Установлено, что наиболее явственно роль темперамента выступает в тех трудовых, учебных и спор­тивных ситуациях, где наблюдается высокий уровень нервно-психического напряжения (или стресс). Для некоторых профессий установлен профиль темпераментальных свойств, который является оптимальным для данной профессии. Например, для лиц, склонных заниматься бизнесом, харак­терны более высокие значения коммуни­кативной эргичности и скорости и более низкие значения по шкале пластичности и эмоциональности. Экспериментально показано, что оптимум и пессимум про­дуктивности в стрессовых ситуациях зна­чительно ниже у лиц с меланхолическим темпераментом (у лиц, обладающих низ­ким уровнем эргичности) по сравнению с теми, кто имеет высокие показатели эр­гичности. Было также установлено, что при формировании индивидуального стиля, например, спортивной деятельности, т. е.


5.4. Темперамент




в процессе приспособления темперамента к требованиям спортивной деятельности наблюдаются закономерности двоякого рода: 1) в зависимости от психологичес­ких условий деятельности одни и те же свойства темперамента проявляются раз­личным способом: они могут либо тормо­зиться, либо усиливаться; 2) в зависимости от особенностей темперамента успешность выполнения одной и той же деятельности в разных условиях различна.

Список литературы

Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы// Иностр. психология. 1993. Т. 1, № 2. С. 9-23.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного че-ловекознания. М.: Наука, 1977.

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология ус­ловного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

Белоус В. В. Проблема типа темперамента в со­временной дифференциальной психологии//Психол. журн. 1981. Т. 2, № 1. С. 45-55.

Голубева Э.А. Способности и индивидуаль­ность. М.: Прометей, 1993.

Дудин С.И. Темперамент как основа развития общих способностей: Дис. ... канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1993.

Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1924.

Леонгардт К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973.

Мерлин B.C. Очерк интегрального исследова­ния индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

Небылицын В.Д. Психофизиологические иссле­дования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.

Небылицын В.Д. Избранные психологические труды/Под ред. Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика, 1990.


Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 3, кн. 2.

Равич-Щербо И.В. (ред). Роль среды и на­
следственности в формировании индивидуальности
человека. М.: Педагогика, 1988. '•*•

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психоло­гии. М.: Педагогика, 1976.

Русалов В.М. Биологические основы индиви­дуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.

Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способнос­тей человека//Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 198-205.

Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств челове-ка//Вопр. психологии. 1985. № 1. С. 19-32.

Русалов В.М. Теоретические проблемы пост­роения специальной теории индивидуальности//Пси-хол. журн. 1986. Т. 7, № 4. С. 23-35.

Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека//Психол. журн. 1989. Т. 10, № 1. С. 10-21.

Русалов В.М. Природные предпосылки инди­видуального поведения как фактор становления ин­дивидуальности человека//Журн. высшей нервной деят. 1989. Т. 34, вып. 3. С. 403-414.

Русалов В.М. Опросник структуры темпера­мента: Метод, пособие. М.: ИП АН СССР, 1990.

Русалов В.М. Измерение темперамента чело-века//Психол. журн. 1992. Т.13, № 2. С. 133-140.

Семенченко Е.В. Возрастные особенности со­отношения темперамента и интеллекта у детей 7-12 лет: Дис. ... канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1996.

Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (PTS) среди других теорий темперамен-та//Иностр. психология. 1993. Т. 1, № 2. С. 37-48.

Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагоги­ка, 1985. Т. 2.

Храмов Е.В. Концептуально-конструктная и эм­пирическая валидизация опросника структуры тем­перамента: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1993.

Buss A., Plomin R. Temperament theory of per­sonality development. N.Y., 1976.

Thomas A., Chess S. Temperament and deve­
lopment. N.Y., 1977. ,;



5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ



Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: