Теория личности 1890 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 | Автор |
Фрейд Адлер Юнг Эриксон Олпорт Кеттел Айзенк Скиннер Роттер Бандура Келли Маслоу Роджерс | |
Теория индивидуальной психологии _____ | |
Гуманистическая теория _______ | |
ройниками идеографического подхода, ярчайшим представителем которого являлся Г. Олпорт, с одной стороны, и приверженцами номотетического подхода (Кеттел, Айзенк и их последователи) — с другой. Основным предметом дискуссии стало положение Олпорта, в соответствии с которым черты личности, являясь сами по себе абстракцией, образуют в каждом конкретном случае неповторимое индивидуальное сочетание, что делает невозможным сравнение людей между собой [Allport, 1937].
Кеттел, возражая Олпорту, подчеркивал, что проблема уникальности не является специфической особенностью исследований личности, неповторимость предмета изучения характерна для всех естественных наук: в астрономии не найдено абсолютно одинаковых планет или звезд; два автомобиля, сошедшие с одного конвейера, могут существенно отличаться друг от друга; даже атомы водорода неидентичны и т. д. Уникальность объекта тем не менее не стала препятствием на пути развития астрономии, физики, химии, других естественных наук. Решение этого вопроса Кеттел, а вслед за ним и Айзенк видели в последовательном применении естественнонаучного подхода в исследованиях личности.
|
|
Успешная реализация естественнонаучного подхода в психологии предполагала решение ряда проблем. Важнейшей была проблема измерения, которая получила наиболее детальное рассмотрение при
разработке Кеттелом психометрическо! метода исследования личности.
Достаточно остро стоял вопрос о мете дах анализа данных в психологичес^ исследованиях. Именно в рамках естес" веннонаучного подхода к исследовани личности идет развитие и совершенстве вание таких методов математического ан; лиза данных, широко применяемых в ее временной психологии, как канониЧес^ корреляции, дискриминантный, кластер ный и факторный анализ, многомернс шкалирование и др..
Параллельно с методическим аппарг
том психологии личности развиваютс
методологические подходы к построени
теории личности, имеющие конечной цель
создание единой концепции. За последнр
десятилетия наметилась тенденция к сбт
жению различных теоретических моделе
посредством их сравнительного анализ;
что дает основания для оптимистическог
прогноза по поводу создания в будуще
единой теории личности. >
5.5.3. Отечественные исследования структуры личности
|
|
Направление исследований структур личности в отечественной психологии в многом определило следующее положена С.Л. Рубинштейна: «В психическом облик личности выделяются различные сфер или области черт, характеризующие ра; ные стороны личности; но при всем свс
5.5. Структура личности |
ем ^многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются все же в реальном единстве личности. Поэтому равно неправильны как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности, превращающей ее облик в бесформенную туманность, так и другая, противоположная ей, которая видит в личности отдельные черты и, утрачивая всякое подлинное, внутреннее единство психического облика личности, тщетно затем ищет «корреляций» между внешними проявлениями этих черт» [Рубинштейн, 1948, с. 518].
Одним из первых отечественных исследователей, применивших приведенное положение Рубинштейна при описании структуры личности, стал А.Г. Ковалев, отмечавший во втором издании своей монографии: «Из психических процессов на фоне состояний образуются свойства личности. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуются сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения)» [Крва-лев, 1965, с. 41].
Как отмечает К.А. Абульханова-Слав-ская, ограниченность концепции А.Г. Ковалева проявляется в том, что усилия автора направлены скорее на изложение знаний о личности, чем на углубленное исследование ее сущности [Абульханова-Славская, 1997].
Дальнейшее развитие представлений о структуре личности представлено в работах Б.Г. Ананьева и B.C. Мерлина, посвященных проблеме индивидуальности.
В работе «Человек как предмет познания» Ананьев так определяет свой подход: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре кото-
рых функционируют природные свойства человека как индивида. Иначе говоря, индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека. Следовательно, человек как вид (Homo sapiens) и как человечество (общество в его историческом существовании) составляет основание для любого определения состояний каждого отдельного, единичного человека, являющегося индивидом, личностью и индивидуальностью» [Ананьев, 1980, т. 1, с. 178]. В заключение этой одной из своих основных работ Ананьев предлагает схематическое представление организации характеристик человека и способов развития его свойств (рис. 5.9).
Человек как вид | История | Человечество как история общества |
\ / | ||
Н Т 0 г Е Н Е 3 | \/ ж | П У Т ь |
Субъект | И 3 Н Е Н Н | |
Индивидуальность | ||
деятельности | ||
/ | / Взаимосвязь онтогенеза и жизненного пути | — Ы V |
Человек | Личность | |
как индивид |
Рис. 5.9.-Общая структура человека и взаимосвязи развития его свойств
(по Б.Г. Ананьеву) :
Мерлин, один из последователей Ананьева, развивая теорию интегральной индивидуальности, выделял следующие ее системы и подсистемы:
1. Система индивидуальных свойств организма:
а) биохимические;...,,,...,,
б) общесоматические;
в) свойства нервной системы (нейро-динамические).
2. Система индивидуальных психических свойств:
а) психодинамические (свойства темперамента);
|
|
б) психические свойства личности.
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Этап | Рубеж | Доминирующая подструктура | Примерный возраст |
Пренатальный | Биопсихические | ||
период | свойства | ||
Рождение | |||
Младенчество | Особенности | ||
психических | |||
процессов | |||
Минимум | 3±0,5 | ||
личности | |||
Становление | Опыт | ||
личности | |||
Минимум | 16±1 | ||
социальной | |||
зрелости | |||
Профессиональное | Направленность | ||
развитие | |||
Переоценка | |||
жизненного пути | 30±2 | ||
Гармоничное | |||
совершенствование | |||
Предпенсионное | 55±3 | ||
планирование | |||
Старческая | |||
деградация | |||
(необязательный) | |||
Смерть |
3. Система социально-психологических индивидуальных свойств:
а) социальные роли в социальной группе и коллективе;
б) социальные роли в социально-исторических общностях.
Далее Мерлин предлагает критерий для выделения разноуровневых свойств: 1) внутри подсистем существуют инвариантные «одно-однозначные» и «одно-многозначные» связи; 2) Между разноуровневыми свойствами зависимости носят «много-многозначный» характер [Мерлин, 1986, с. 40-42].
Обращаясь к проблеме личности, ав-
тор специально_гюд.черкивал, что «сдщс-туру джчности|нельз^ характеризовать как
систему,
темперамента, характера, способностей и направленности. Одни из них
^ вообще_не являются свойствами личности;
другие же~1характер, способности"^. _на-правденность) представляют собой не разные «подсистемы», а разные_фушащи_дд-них и тех же свойств личносд'й» [Мерлин, 1970, с. 51-52J.
В работах Ананьева, Мерлина и их последователей накоплен обширный эмпирический материал, касающийся связей между элементами рассматриваемых структур, предприняты попытки анализа процесса формирования свойств индивидуальности и личности в зависимости от их принадлежности к той или иной подструктуре.
|
|
Наиболее подробно проблема структуры личности отражена в работах К.К.Платонова. Проанализировав современные исследования и проведя сравнение наборов слов русского, грузинского и болгарского языков, используемых для описания личностных особенностей, Платонов выдвинул идею иерархической структуры личности, подсистемы которой он рассматривает «как ступени иерархической лестницы, у которой низшие ступени подчинены и
управляются (субординированы) высшими, а высшие, включая в себя низшие и опираясь на них, не сводятся к их сумме, так как переходы от ступени к ступени осуществляются как скачки на основе появления системных качеств» [Платонов. 1978]. Автор постулирует существование четырех подструктур личности:
1. Социально обусловленные содержательные черты личности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности и т. д.).
2. Личный опыт, знания, навыки, умения и привычки.
3. Индивидуальные особенности психических процессов.
4. «Биопсихические» свойства (темперамент, половые и возрастные свойства).
Большое внимание в работах Платонова уделялось проблеме формирования каждой из подструктур в ходе онтогенеза, педагогическим аспектам психологии личности. В общем виде возрастная периодизация представлена автором схематически (см. табл. 5.6, приводится по: [Платонов. 1986]).
Представленная периодизация носит преимущественно теоретический характер, нуждается в проверке обоснованности
Таблица 5.6