Характерно, что уже к концу третьего года обучения средний IQ в экспериментальном классе увеличился до 125 пунктов {по методике Векслера), одновременно увеличились и показатели творческих возможностей детей (по методикам Торренса и Гилфорда и по экспертным оценкам творческих работ детей) [там же].
Интересное направление в работе с подростками в контексте проблемы интеллектуального воспитания личности представлено в исследованиях Р Фейерштейна. Интеллект и его понимании — это динамический процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения. Источником мобильности выступает так называемый «опосредованный опыт обучения» («mediated learning experience») [Feuerstein, 1990].
Если ребенок развивается в благоприятных семейных и социокультурных условиях, то такой опыт накапливается у него естественным путем. В результате ребенок относительно эффективно адаптируется к своему окружению. О наличии подобного рода опыта свидетельствуют, во-первых, способность сохранять личную идентичность (т. е. оставаться самим собой, несмотря на изменяюшиеся условия и обстоятельства) и, во-вторых, разнообразие в стратегиях поведения, оценках происходящего, ориентациях, вариантах собственных состояний и т. д. Если же ребенок развивается в условиях культурной депривации, то необходимый опыт-посредник у него не формируется; в своем поведении он становится «рабом момента», взаимодействуя с миром по принципу «одно воздействие — одна реакция». В итоге снижаются учебные успехи, затормаживается интеллектуальный рост, нарастают личностные и социально-психологические конфликты.
|
|
По мнению Фейерштейна, развитие интеллекта с возрастом является функцией «опосредованного опыта обучения», который в свою очередь выступает в качестве результата «когнитивного научения». По своему содержанию опосредованный опыт обучения — это некоторое множество интеллектуальных навыков (техник, приемов), включая навыки оценки собственной компетентности, контроля поведения,
поиска цели, планирования и т. п., с по-мошью которых ребенок может сознательно управлять своими состояниями и интеллектуальной деятельностью.
На основе этих представлений Фейер-штейн и его коллеги разработали специальную обучающую программу под названием «Инструментальное обогащение», предназначенную для учащихся в возрасте 12-14 лет и рассчитанную на два года (по 3—5 одночасовых занятий каждую неделю). Важно подчеркнуть, что эта программа адресуется прежде всего учащимся, имею-шим низкие результаты по тестам учебных достижений («неуспевающим» — в терминах отечественной педагогики) и обнаруживающим дефицит определенных интеллектуальных способностей в виде рассеянного внимания, плохой памяти, низкой успешности в логических рассуждениях и т. д. («отстающих в познавательном развитии» — в терминах отечественной психодиагностики). Смысл данной программы, по мнению ее авторов, заключается не столько в улучшении способности ребенка решать задачи, сколько в повышении его веры в собственную компетентность и оптимизма в отношении своих интеллектуальных возможностей, а также в усвоении навыков интеллектуальной саморегуляции [там же].
|
|
Таким образом, постановка задачи интеллектуального воспитания учащихся в определенном смысле смягчает дилемму «элитизм—равенство». Все дети — разные. Однако каждый ребенок объективно нуждается в качественном и индивидуализированном обучении (прежде всего — в начальном и среднем звене). Имея необходимые интеллектуальные^есурсы, старшеклассник сам сможет осуществить выбор своей интеллектуальной судьбы. И будет ли эта судьба экстраординарной, обычной или несчастной — в конце концов, личное дело взрослеющего человека.
7.6.4. Критерии интеллектуальной воспитанности
Что меняется в человеке, если он интеллектуально (умственно) воспитан? Меняется, по-видимому, тип познавательного отношения к миру: то, как человек вое-
7.6. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 677
принимает, понимает и объясняет происходящее. Таким образом, суть проблемы интеллектуального воспитания заключается не только в формировании системы знаний, умений и навыков или развитии теоретического мышления, но, скорее, в обогащении индивидуального ментального (умственного) опыта ребенка. Можно предположить, что именно особенности организации ментального опыта предопределяют индивидуальные интеллектуальные возможности и выступают в качестве психологической основы интеллектуального роста личности [Холодная, 1997].
Следовательно, чем выше уровень интеллектуального развития человека, тем более субъективно богатой и в то же время объективированной является его индивидуальная «картина мира». Соответственно в качестве показателей интеллектуальной зрелости (воспитанности) можно рассматривать характеристики индивидуального умозрения (или типа репрезентации происходящего). В частности, такие, как: 1) широта умственного кругозора (в противовес «закапсюлированному» мировосприятию); 2) гибкость и многовариантность оценок происходящего (в противовес «черно-белому мышлению»); 3) готовность к принятию необычной, противоречивой информации (в противовес догматизму); 4) умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий) (в противовес тенденции думать в терминах «здесь-и-теперь»); 5) ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего (в противовес субъективированной,эгоцентрической познавательной позиции); 6) склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы» (в противовес игнорированию возможности существования «невозможных» событий); 7) способность мысленно видеть отдельное явление в контексте его целостных связей с множеством других явлений (в противовес однолинейному взгляду на мир) и т. д.
С учетом сказанного в образовательном процессе на первый план выходит проблема формирования базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетент-
ность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума (там же]. Компетентность — это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях). Разница между знающим и компетентным человеком интуитивно понятна каждому: знающий врач знает и пытается лечить, тогда как компетентный врач знает и вылечивает. Дело, таким образом, не в объеме знаний (именно недостаточность знаний часто является стимулом для появления творческих решений), не в их прочности и глубине (знания слишком быстро морально устаревают, превращаясь в уже ненужный балласт), не в их системности (чрезмерно систематизированные знания могут оказаться препятствием на пути формирования нового взгляда на ту или иную проблему). Дело в том, как организованы индивидуальные знания и в какой мере они надежны в качестве основы для принятия эффективных решений.
|
|
Какие же признаки характеризуют тот тип организации знаний, который отличает компетентного человека? Знания подобного рода отвечают следующим требованиям: разнообразие {множество разных знаний о разном); артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой); гибкость (как содержание отдельных элементов знания, так и связи между ними могут меняться под влиянием тех или иных факторов); быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации (оперативность и лег-кодоступность знания); возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию); выделенность ключевых элементов; категориальный характер (определяющая роль знания в виде общих идей, принципов, методов); владение не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным знанием (о том, «как»); наличие знания о собственном знании.
Интеллектуальная инициатива — это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую ин-
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
формацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности.
|
|
Впервые роль интеллектуальной инициативы была раскрыта в работах Д.Б. Богоявленской. В ее экспериментах доказан факт существования познавательной самодеятельности: часть испытуемых при предъявлении задачи на каком-то этапе ее решения спонтанно переключалась с поиска правильного ответа (стимульно-про-дуктивный уровень интеллектуальной деятельности) на анализ природы самой задачи (креативный уровень интеллектуальной деятельности) [Богоявленская, 1983J. Интеллектуальная инициатива, таким образом, — это готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность. По мнению Богоявленской, интеллектуальную инициативу следует рассматривать как свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и моти-вационных факторов.
Интеллектуальное творчество в детском возрасте — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (ГС, Батишев). Справедливо утверждается, что у творчества два главных врага: страх и психологическая инерция (ригидность) мысли. Поэтому тот обязательный минимум усилий, который должен приложить учитель для интеллектуального воспитания учащихся в плане развития у них творческих качеств, — это сделать процесс обучения для каждого ребенка психологически комфортным, сменив знак эмоционального фона учебного интеллектуального труда детей с отрицательного на положигельный, а также постараться избавить их от старых познавательных стереотипов и по возможности не формировать у них новых.
Интеллектуальная саморегуляция — это умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, самостоятельно отслеживать слабые и сильные стороны в работе своего интеллекта
и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения.
Эффективное школьное образование — это такое образование, при котором ученик постепенно начинает сам организовывать процесс своего обучения. Для этого, однако, необходимо оказать ребенку помошь в формировании тех психологических механизмов, которые лежат в основе непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля, а также метакогнитивноЙ осведомленности (системы представлений об основаниях интеллектуальной деятельности и о своих индивидуальных интеллектуальных особенностях).
Уникальность склада ума — это индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе индивидуализированные формы взаимокомпенсации слабых и сильных сторон своего интеллекта, выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных предпочтений и т.д.
В свое время известный американский педагог и психолог Дж. Дьюи призывал учителя не препятствовать «логике собственного ума» ребенка. По мнению Дьюи, усваиваемая ребенком общая логика учебного материала становится рабочим орудием его ума только тогда, когда она превращается в неотъемлемую часть его собственной логики. Об этом же говорил И.М. Сеченов, отмечая, что «усваивать — значит сливать продукты чужого опыта со своим собственным».
Готовы ли учителя признать, что у каждого ученика существует свой особый взгляд на мир, который далеко не всегда соответствует множеству учебных «надо» и с которым тем не менее надо считаться самым серьезным образом? Сошлемся на результаты исследований Ю.Н. Кулюткина и Г.Г Сухобской. Их интересовало, какие психологические качества детей выделяют учителя. Опрос 40 учителей показал, что на первом месте находятся нравственные качества (принципиальный-безответственный, добрый—недоброжелательный, вежливый—грубый), далее идут волевые качества (смелый—трусливый, собранный-рассеянный, настойчивый—ненастойчивый) и на последнее место выходят
7.6. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 679
интеллектуальные качества (смышлен-ный—несмышлеными, сообразительный— тугодум, умный-глупый, любознательный—нелюбознательный) [Кулюткин, Сухобская, 1990]- Следует отметить, что интеллектуальные качества составляют лишь около 10% тех качеств, которые учитель «видит» в ребенке. Но даже и эти качества имеют некий формальный, общий для большинства детей смысл.
Учет уникальности склада индивидуального ума важен не только как условие более успешного учения. Дело в том, что именно в индивидуальном своеобразии интеллекта заключен потенциал необычных, дерзких, «не таких, как у всех» решений. Одна из задач интеллектуального воспитания, таким образом, заключается в том, чтобы к окончанию школы не только сохранить, но и в максимальной мере укрепить индивидуальное своеобразие ума каждого ребенка.
Итак, основное назначение интеллектуального воспитания — помочь ребенку выстроить собственный ментальный мир на основе обогащения его индивидуального ментального опыта.
Дж. Хазард, противопоставляя традиционное образование гуманистическому, одно из существенных различий между ними видел в следующем: в традиционном образовании внутренний опыт ребенка воспринимается как не соответствующий требованиям школьного обучения, тогда как в гуманистическом образовании индивидуальный внутренний опыт рассматривается как контекст обучения {в частности, поощряется интуитивность, фантазии, выражение чувств, накопленные вне школы жизненные впечатления и т. д.) (цит. по: [Кулюткин, Сухобская, 1990J).
Аналогичную точку зрения обосновывают М.Н. Берулава и ГА. Берулава, которые отмечают огромную роль в процессах познания интуитивного, неявного знания, основанного на индивидуальном жизненно-практическом опыте личности. По их мнению, «...учебные программы делают акцент на конвергентном, а не на дивергентном мышлении и, скорее, суживают мышление ребенка, а не расширяют его. На традиционных школьных занятиях уделяется непропорционально большое
внимание логическим, цифровым и линейным процессам, ассоциируемым в основном с деятельностью левого полушария мозга. Мышление же интуитивное... может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам* [Берулава, Берулава, 1995, с. 66]. Вектор образовательной политики, следовательно, должен смешаться в сторону формирования «интегративного мышления» и соответственно синтетического когнитивного стиля как основы интеллектуального творчества.
Постановка задачи интеллектуального воспитания учащихся выдвигает на первый план ряд новых проблем. Важнейшей из них является превращение дидактики в психодидактику, что, в частности, предполагает разработку психологических основ конструирования учебного материала {в том числе текстов школьных учебников). Не меньшее значение имеет и проблема построения системы психолого-педагогического мониторинга, обеспечивающего отслеживание динамики интеллектуального развития каждого конкретного ребенка в условиях применения индивидуализированных форм и методов обучения. Такая система даст возможность отказаться от традиционных средств констатирующей психодиагностики, в рамках которой индивидуальные достижения ребенка оцениваются по принципам: «сравнение с другими» или «сравнение с нормативным результатом». Процедуры мониторинга позволят оценивать различные аспекты индивидуальной интеллектуальной деятельности по принципу «сравнение себя с самим собой», т. е. учитывать, насколько данный ребенок продвинулся в своем интеллектуальном развитии по сравнению с собственными предшествующими состояниями.
Итак, основной вектор перестройки современного школьного образования связан с ростом ориентации на развитие индивидуальных психологических ресурсов ученика. В этом плане интеллектуальное воспитание учащихся, основанное на усложнении и обогащении ментального (умственного) опыта каждого ребенка, выступает в качестве одной из приоритетных задач антропоцентричной школы.
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Список литературы
Амонашвили Ш. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993. Ч. 1-3.
Бабаева Ю.Д. Применение прогрессивных матриц Равена при лонгитюдном исследовании интел-лекта//Развитие и оценка компетентности: Материалы конф. М., 1996.
Берулава М.Н., Берулава Г.А. Интегратив-ное мышление: аспект развития в контексте роли наследственных и средовых факторов//Современные проблемы психологии мышления. Бийск, 1995. Вып.2.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации: (проблема интеллектоемких технологий преподавания)//Психол.журн. 1993. Т. 14, № 6. С. 35-45.
Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы дифференциации обучения в начальном звене общеобразовательной школы. Киев, 1991.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. исследования. М., 1986.
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1995.
Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
Л.В. Занков — педагог и психолог/Сост. Н.В. Нечаева. М., 1994.
Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная реальность//Вопр. психологии. 1989. № 4. С. 5-15.
Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: (нормативный подход). М.,
1983.
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.Г. Мышление учителя. М., 1990.
Ллойд Л. Школьная магия: (Удивительная технология для учителей и репетиторов). М., 1994.
Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Одаренные дети. М., 1992.
Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. Киев, 1983.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997.
Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы /Под ред. B.C. Библера. Кемерово, 1993.
Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников//Вопр. психологии. 1994. № 2. С. 64-77.
Feuerstein R. The theory of structural cognitive modifiability//Learning and thinking styles: Classroom interaction/Ed. B.Z. Presseisen. Washington: Nat. Educat. Association, 1990. P. 68-134.
Renzulli J.S., Reis S.M. The schoolwide enrichment model. Mansfield: Great. Learning Press,
1984.