Основные отрасли психологии. Характерно, что уже к концу третьего года обучения средний IQ в эксперимен­тальном классе увеличился до 125 пунк­тов {по методике Векслера)



Характерно, что уже к концу третьего года обучения средний IQ в эксперимен­тальном классе увеличился до 125 пунк­тов {по методике Векслера), одновремен­но увеличились и показатели творческих возможностей детей (по методикам Тор­ренса и Гилфорда и по экспертным оцен­кам творческих работ детей) [там же].

Интересное направление в работе с подростками в контексте проблемы интел­лектуального воспитания личности пред­ставлено в исследованиях Р Фейерштейна. Интеллект и его понимании — это ди­намический процесс взаимодействия чело­века с миром, поэтому критерием раз­вития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения. Источником мобильности вы­ступает так называемый «опосредованный опыт обучения» («mediated learning expe­rience») [Feuerstein, 1990].

Если ребенок развивается в благопри­ятных семейных и социокультурных усло­виях, то такой опыт накапливается у него естественным путем. В результате ребенок относительно эффективно адаптируется к своему окружению. О наличии подобного рода опыта свидетельствуют, во-первых, способность сохранять личную идентич­ность (т. е. оставаться самим собой, несмотря на изменяюшиеся условия и обстоятель­ства) и, во-вторых, разнообразие в стра­тегиях поведения, оценках происходящего, ориентациях, вариантах собственных состояний и т. д. Если же ребенок разви­вается в условиях культурной депривации, то необходимый опыт-посредник у него не формируется; в своем поведении он ста­новится «рабом момента», взаимодействуя с миром по принципу «одно воздействие — одна реакция». В итоге снижаются учеб­ные успехи, затормаживается интеллекту­альный рост, нарастают личностные и со­циально-психологические конфликты.

По мнению Фейерштейна, развитие интеллекта с возрастом является функцией «опосредованного опыта обучения», кото­рый в свою очередь выступает в качестве результата «когнитивного научения». По своему содержанию опосредованный опыт обучения — это некоторое множество ин­теллектуальных навыков (техник, прие­мов), включая навыки оценки собствен­ной компетентности, контроля поведения,


поиска цели, планирования и т. п., с по-мошью которых ребенок может сознатель­но управлять своими состояниями и ин­теллектуальной деятельностью.

На основе этих представлений Фейер-штейн и его коллеги разработали специ­альную обучающую программу под назва­нием «Инструментальное обогащение», предназначенную для учащихся в возрасте 12-14 лет и рассчитанную на два года (по 3—5 одночасовых занятий каждую неделю). Важно подчеркнуть, что эта программа адресуется прежде всего учащимся, имею-шим низкие результаты по тестам учебных достижений («неуспевающим» — в терми­нах отечественной педагогики) и обнару­живающим дефицит определенных интел­лектуальных способностей в виде рассе­янного внимания, плохой памяти, низкой успешности в логических рассуждениях и т. д. («отстающих в познавательном раз­витии» — в терминах отечественной пси­ходиагностики). Смысл данной программы, по мнению ее авторов, заключается не столько в улучшении способности ребен­ка решать задачи, сколько в повышении его веры в собственную компетентность и оптимизма в отношении своих интеллек­туальных возможностей, а также в усвое­нии навыков интеллектуальной саморегу­ляции [там же].

Таким образом, постановка задачи ин­теллектуального воспитания учащихся в определенном смысле смягчает дилемму «элитизм—равенство». Все дети — разные. Однако каждый ребенок объективно нуж­дается в качественном и индивидуализи­рованном обучении (прежде всего — в на­чальном и среднем звене). Имея необхо­димые интеллектуальные^есурсы, старше­классник сам сможет осуществить выбор своей интеллектуальной судьбы. И будет ли эта судьба экстраординарной, обычной или несчастной — в конце концов, лич­ное дело взрослеющего человека.

7.6.4. Критерии интеллектуальной воспитанности

Что меняется в человеке, если он интел­лектуально (умственно) воспитан? Меня­ется, по-видимому, тип познавательного отношения к миру: то, как человек вое-


7.6. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 677



принимает, понимает и объясняет проис­ходящее. Таким образом, суть проблемы интеллектуального воспитания заключается не только в формировании системы зна­ний, умений и навыков или развитии тео­ретического мышления, но, скорее, в обо­гащении индивидуального ментального (умственного) опыта ребенка. Можно предположить, что именно особенности организации ментального опыта предопре­деляют индивидуальные интеллектуальные возможности и выступают в качестве пси­хологической основы интеллектуального роста личности [Холодная, 1997].

Следовательно, чем выше уровень ин­теллектуального развития человека, тем более субъективно богатой и в то же время объективированной является его индиви­дуальная «картина мира». Соответственно в качестве показателей интеллектуальной зрелости (воспитанности) можно рассмат­ривать характеристики индивидуального умозрения (или типа репрезентации про­исходящего). В частности, такие, как: 1) широта умственного кругозора (в проти­вовес «закапсюлированному» мировосприя­тию); 2) гибкость и многовариантность оценок происходящего (в противовес «чер­но-белому мышлению»); 3) готовность к принятию необычной, противоречивой информации (в противовес догматизму); 4) умение осмысливать происходящее од­новременно в терминах прошлого (при­чин) и в терминах будущего (последствий) (в противовес тенденции думать в терми­нах «здесь-и-теперь»); 5) ориентация на выявление существенных, объективно зна­чимых аспектов происходящего (в проти­вовес субъективированной,эгоцентричес­кой познавательной позиции); 6) склон­ность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы» (в противовес игнорированию возмож­ности существования «невозможных» со­бытий); 7) способность мысленно видеть отдельное явление в контексте его целост­ных связей с множеством других явлений (в противовес однолинейному взгляду на мир) и т. д.

С учетом сказанного в образовательном процессе на первый план выходит проблема формирования базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетент-


ность, инициатива, творчество, саморегу­ляция и уникальность склада ума (там же]. Компетентность — это особый тип ор­ганизации знаний, обеспечивающий воз­можность принятия эффективных реше­ний в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремаль­ных условиях). Разница между знающим и компетентным человеком интуитивно понятна каждому: знающий врач знает и пытается лечить, тогда как компетентный врач знает и вылечивает. Дело, таким об­разом, не в объеме знаний (именно недо­статочность знаний часто является стиму­лом для появления творческих решений), не в их прочности и глубине (знания слиш­ком быстро морально устаревают, превра­щаясь в уже ненужный балласт), не в их системности (чрезмерно систематизиро­ванные знания могут оказаться препятст­вием на пути формирования нового взгляда на ту или иную проблему). Дело в том, как организованы индивидуальные знания и в какой мере они надежны в качестве основы для принятия эффективных решений.

Какие же признаки характеризуют тот тип организации знаний, который отли­чает компетентного человека? Знания по­добного рода отвечают следующим требо­ваниям: разнообразие {множество разных знаний о разном); артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой); гибкость (как содержание отдельных элементов знания, так и связи между ними могут меняться под влиянием тех или иных факторов); быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации (оперативность и лег-кодоступность знания); возможность при­менения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу зна­ния в новую ситуацию); выделенность ключевых элементов; категориальный ха­рактер (определяющая роль знания в виде общих идей, принципов, методов); владе­ние не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным знанием (о том, «как»); наличие знания о собст­венном знании.

Интеллектуальная инициатива — это желание самостоятельно, по собственно­му побуждению отыскивать новую ин-


 

7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ



формацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности.

Впервые роль интеллектуальной инициа­тивы была раскрыта в работах Д.Б. Бого­явленской. В ее экспериментах доказан факт существования познавательной само­деятельности: часть испытуемых при предъявлении задачи на каком-то этапе ее решения спонтанно переключалась с по­иска правильного ответа (стимульно-про-дуктивный уровень интеллектуальной деятельности) на анализ природы самой задачи (креативный уровень интеллекту­альной деятельности) [Богоявленская, 1983J. Интеллектуальная инициатива, та­ким образом, — это готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность. По мнению Богоявленской, интеллектуальную инициативу следует рассматривать как свойство целостной личности, представляющее собой органи­ческое единство познавательных и моти-вационных факторов.

Интеллектуальное творчество в детском возрасте — это процесс создания субъек­тивно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использо­вать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество — это «спо­собность создавать любую принципиаль­но новую возможность» (ГС, Батишев). Справедливо утверждается, что у твор­чества два главных врага: страх и психо­логическая инерция (ригидность) мысли. Поэтому тот обязательный минимум уси­лий, который должен приложить учитель для интеллектуального воспитания уча­щихся в плане развития у них творческих качеств, — это сделать процесс обучения для каждого ребенка психологически ком­фортным, сменив знак эмоционального фона учебного интеллектуального труда детей с отрицательного на положигельный, а также постараться избавить их от старых познавательных стереотипов и по возмож­ности не формировать у них новых.

Интеллектуальная саморегуляция — это умение произвольно управлять собствен­ной интеллектуальной деятельностью, са­мостоятельно отслеживать слабые и силь­ные стороны в работе своего интеллекта


и, главное, целенаправленно строить про­цесс самообучения.

Эффективное школьное образование — это такое образование, при котором ученик постепенно начинает сам организовывать процесс своего обучения. Для этого, однако, необходимо оказать ребенку помошь в формировании тех психологических меха­низмов, которые лежат в основе непроиз­вольного и произвольного интеллектуаль­ного контроля, а также метакогнитивноЙ осведомленности (системы представлений об основаниях интеллектуальной деятель­ности и о своих индивидуальных интел­лектуальных особенностях).

Уникальность склада ума — это индиви­дуально-своеобразные способы интеллек­туального отношения к происходящему, в том числе индивидуализированные фор­мы взаимокомпенсации слабых и сильных сторон своего интеллекта, выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных пред­почтений и т.д.

В свое время известный американский педагог и психолог Дж. Дьюи призывал учителя не препятствовать «логике собст­венного ума» ребенка. По мнению Дьюи, усваиваемая ребенком общая логика учеб­ного материала становится рабочим ору­дием его ума только тогда, когда она пре­вращается в неотъемлемую часть его соб­ственной логики. Об этом же говорил И.М. Сеченов, отмечая, что «усваивать — значит сливать продукты чужого опыта со своим собственным».

Готовы ли учителя признать, что у каж­дого ученика существует свой особый взгляд на мир, который далеко не всегда соответствует множеству учебных «надо» и с которым тем не менее надо считаться самым серьезным образом? Сошлемся на результаты исследований Ю.Н. Кулюткина и Г.Г Сухобской. Их интересовало, какие психологические качества детей выделяют учителя. Опрос 40 учителей показал, что на первом месте находятся нравственные качества (принципиальный-безответст­венный, добрый—недоброжелательный, вежливый—грубый), далее идут волевые качества (смелый—трусливый, собран­ный-рассеянный, настойчивый—ненас­тойчивый) и на последнее место выходят


7.6. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 679



интеллектуальные качества (смышлен-ный—несмышлеными, сообразительный— тугодум, умный-глупый, любознатель­ный—нелюбознательный) [Кулюткин, Сухобская, 1990]- Следует отметить, что интеллектуальные качества составляют лишь около 10% тех качеств, которые учитель «видит» в ребенке. Но даже и эти качества имеют некий формальный, об­щий для большинства детей смысл.

Учет уникальности склада индивиду­ального ума важен не только как условие более успешного учения. Дело в том, что именно в индивидуальном своеобразии интеллекта заключен потенциал необыч­ных, дерзких, «не таких, как у всех» реше­ний. Одна из задач интеллектуального воспитания, таким образом, заключается в том, чтобы к окончанию школы не только сохранить, но и в максимальной мере укрепить индивидуальное своеобразие ума каждого ребенка.

Итак, основное назначение интеллек­туального воспитания — помочь ребенку выстроить собственный ментальный мир на основе обогащения его индивидуального ментального опыта.

Дж. Хазард, противопоставляя тради­ционное образование гуманистическому, одно из существенных различий между ними видел в следующем: в традиционном образовании внутренний опыт ребенка воспринимается как не соответствующий требованиям школьного обучения, тогда как в гуманистическом образовании ин­дивидуальный внутренний опыт рассматри­вается как контекст обучения {в частности, поощряется интуитивность, фантазии, вы­ражение чувств, накопленные вне школы жизненные впечатления и т. д.) (цит. по: [Кулюткин, Сухобская, 1990J).

Аналогичную точку зрения обосновы­вают М.Н. Берулава и ГА. Берулава, кото­рые отмечают огромную роль в процессах познания интуитивного, неявного знания, основанного на индивидуальном жизнен­но-практическом опыте личности. По их мнению, «...учебные программы делают акцент на конвергентном, а не на дивер­гентном мышлении и, скорее, суживают мышление ребенка, а не расширяют его. На традиционных школьных занятиях уделяется непропорционально большое


внимание логическим, цифровым и линей­ным процессам, ассоциируемым в основ­ном с деятельностью левого полушария мозга. Мышление же интуитивное... мо­жет подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго орга­низованных материалов, подобных школь­ным учебникам* [Берулава, Берулава, 1995, с. 66]. Вектор образовательной по­литики, следовательно, должен смешаться в сторону формирования «интегративного мышления» и соответственно синтетичес­кого когнитивного стиля как основы ин­теллектуального творчества.

Постановка задачи интеллектуального воспитания учащихся выдвигает на первый план ряд новых проблем. Важнейшей из них является превращение дидактики в психодидактику, что, в частности, предпо­лагает разработку психологических основ конструирования учебного материала {в том числе текстов школьных учебников). Не меньшее значение имеет и проблема построения системы психолого-педагоги­ческого мониторинга, обеспечивающего отслеживание динамики интеллектуально­го развития каждого конкретного ребенка в условиях применения индивидуализиро­ванных форм и методов обучения. Такая система даст возможность отказаться от традиционных средств констатирующей психодиагностики, в рамках которой ин­дивидуальные достижения ребенка оце­ниваются по принципам: «сравнение с другими» или «сравнение с нормативным результатом». Процедуры мониторинга позволят оценивать различные аспекты индивидуальной интеллектуальной дея­тельности по принципу «сравнение себя с самим собой», т. е. учитывать, насколько данный ребенок продвинулся в своем ин­теллектуальном развитии по сравнению с собственными предшествующими состоя­ниями.

Итак, основной вектор перестройки современного школьного образования свя­зан с ростом ориентации на развитие ин­дивидуальных психологических ресурсов ученика. В этом плане интеллектуальное воспитание учащихся, основанное на ус­ложнении и обогащении ментального (ум­ственного) опыта каждого ребенка, высту­пает в качестве одной из приоритетных задач антропоцентричной школы.


 

7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ



Список литературы

Амонашвили Ш. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993. Ч. 1-3.

Бабаева Ю.Д. Применение прогрессивных ма­триц Равена при лонгитюдном исследовании интел-лекта//Развитие и оценка компетентности: Материа­лы конф. М., 1996.

Берулава М.Н., Берулава Г.А. Интегратив-ное мышление: аспект развития в контексте роли на­следственных и средовых факторов//Современные проблемы психологии мышления. Бийск, 1995. Вып.2.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная актив­ность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидо­ва Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации: (проблема интеллектоемких технологий преподавания)//Психол.журн. 1993. Т. 14, № 6. С. 35-45.

Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические осно­вы дифференциации обучения в начальном звене об­щеобразовательной школы. Киев, 1991.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обу­чения: опыт теорет. и эксперим. исследования. М., 1986.

Давыдов В.В. О понятии развивающего обу­чения. Томск, 1995.

Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990.

Л.В. Занков — педагог и психолог/Сост. Н.В. Не­чаева. М., 1994.


Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная реальность//Вопр. психологии. 1989. № 4. С. 5-15.

Калошина И.П. Структура и механизмы твор­ческой деятельности: (нормативный подход). М.,

1983.

Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.Г. Мышление учителя. М., 1990.

Ллойд Л. Школьная магия: (Удивительная тех­нология для учителей и репетиторов). М., 1994.

Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мыш­лении и обучении. М., 1972.

Одаренные дети. М., 1992.

Сухомлинский В.А. Об умственном воспита­нии. Киев, 1983.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвое­ния знаний. М., 1975.

Холодная М.А. Психология интеллекта: пара­доксы исследования. М.; Томск, 1997.

Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы /Под ред. B.C. Библера. Кемерово, 1993.

Якиманская И.С. Требования к учебным про­граммам, ориентированным на личностное развитие школьников//Вопр. психологии. 1994. № 2. С. 64-77.

Feuerstein R. The theory of structural cognitive modifiability//Learning and thinking styles: Classroom interaction/Ed. B.Z. Presseisen. Washington: Nat. Educat. Association, 1990. P. 68-134.

Renzulli J.S., Reis S.M. The schoolwide enrichment model. Mansfield: Great. Learning Press,

1984.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: