double arrow

Саки (8-7-3-4 вв. до н.э.)

саки - даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны и аримаспы. По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалек­тах.

· Саки – парадарайя (заморские саки) - низовья Сырдарьи и Амударьи.

· Саки-хаомаварга (варящие хаому – лёгкий наркотический напиток) – долина Мургама.

· Саки-тиграхауда (носящие

остроконечные шапки) – район средней Амударьи и Сырдарьи, Семеречье, Тянь-шань.

Поли­тический строй можно назвать военной демократией, т.к. полноп­равными членами общины были только вооруженные мужчины, воины.

Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племе­нами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священ­ной. Часто верховными пра­вителями союзов племен становились и женщины (Зарина, Томирис).

Каждой группе сакского общества соответствовал свой цвет:– жёлтый Войнам, вождям и царю – красный; символ – колесница. Жрецам – белый; - символ – жертвенная чаща из бронзы или серебра. Общинникам и синий – символ – пара волов.

Хозяйство: Господствующим типом хо­зяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое ското­водство. Разводили в основномовец и лошадей.

Земледелие – выращивали просо, ячмень, пшеницу.

Торговля: «лазуритовый» путь – с Памира в Иран и Мессопатамию, «нефритовый» – из Кашгарии в Китай.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен.

«зве­риным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Опре­деляющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер.

Религия: Доминирующей формой религиозных верований был культ предков.

Гунны

В IV-III веках до нашей эры у северных границ Китая и Центральной Азии сложилась консолидация племен гунны. Наименование хунну появилось в китайских источниках в конце III века до нашей эры. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. В 206 году до нашей эры во главе хуннских племен стал шаньюй Модэ. Он провел реформы по укреплению своего государства. Государство гунну делилось на 24 рода.

Основным видом хозяйственной деятельности хунну являлось кочевое скотоводство.

держава хунну оказалась непрочной, в I веке до н.э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц. В 47 г до н.э. хунны распались на южных и северных. Южную группу возглавил шаньюй Хуханье, а северную – его младший брат Чжичжи. Со временем южные хунну приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии.

Вторая волна началась в I в н.э., когда северные хунну, теснимые китайцами, снова двинулись на запад. Одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря и Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V век. Это было «великое переселение народов», когда массы пестрых по этническому составу кочевников двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи.

Сунну внесли изменения в состав и расселение жителей Казахстана, что привело к преобладанию тюркских племен на этой территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: