Методы определения стоимости лицензий

В мировой и отечественной практике наибольшее распространение получили два метода расчета цены лицензии:

- затратный;

- роялти (в форме текущих платежей).

Затратный метод учитывает все затраты разработчиков на исследования и создания объекта промышленной собственности, т.е. основывается на калькуляции затрат. Продавец заинтересован в том, чтобы его расходы на создание научно-технических достижений окупились быстрее, чем при помещении капитала в банк.

Метод роялти (в форме текущих платежей) применяется при расчетах лицензионного вознаграждения, выплачиваемых в твердых (фиксированных) суммах - паушальный платеж; выплачиваемый единовременно или в рассрочку; комбинированный (смешанный) платеж, состоящий из процентных отчислений в сочетании с первоначальным платежом. В практике лицензионной торговли для лицензиара предпочтительными являются комбинированные платежи, представляющие собой выплату первоначального (фиксированного) платежа и периодических платежей в виде роялти.

На размер роялти влияет также отрасль техники: чем больше наукоемкость отрасли, тем выше роялти. Например, в фармацев­тике она может колебаться от 2—5 до 10—15%, что вызвано бо­лее высокими затратами на разработку лекарств, их обязательным патентованием и сложной процедурой получения разрешения на продажу. В прочих отраслях роялти могут составлять от 1—3 до 5—10%. Наиболее высоки стандартные ставки роялти в следующих отраслях: электронная промышленность, авиатехника, вооруже­ние — 4—10%, точное приборостроение, станкостроение — 4—7, автомобильная промышленность — 1—3, производство потреби­тельских товаров длительного пользования — 5, потребительских товаров с малым сроком использования — 0,2—1,5%.

Цена лицензии при условии выплаты лицензионного вознаграждения в виде роялти зависит от: срока действия лицензионного договора, базы роялти и ставки роялти.

Под расчетным сроком действия договора понимается период времени, за который рассчитывается объем производства продукции по лицензии. Этот срок рассчитывается исходя из жизненного цикла нововведения и периода его морального старения. Как показывает мировой опыт, в большинстве случаев этот период не превышает 10 лет, что обычно соответствует расчетному сроку лицензионного договора. Он также корректируется с учетом специфики предмета лицензии и наличия патентной охраны.

База выбирается так, чтобы лицензиар мог получить прибыль (доход) от использования объекта интеллектуальной собственности лицензиатом. Тогда прибыль (доход) лицензиара по мере увеличения объемов производства и продаж продукции лицензиатом будет возрастать.

В зависимости от выбранной базы роялти, выделяют три способа расчета цены лицензии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: