Окружающей природной среды

Экономические методы управления процессом природопользования принадлежат к наиболее распространенным в мировой практике. Это – платежи за ресурсы и загрязнения, предоставление услуг в налогообложении предприятий, предоставление на льготных условиях кратко- и долгосрочных кредитов для реализации проектов относительно обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, освобождение от налогообложения фондов охраны окружающей среды; передача части средств внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды на долгосрочных договорных условиях предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для принятия мер с гарантированным снижением выбросов и сбросов загрязняющих веществ, на развитие экологически безопасных технологий и производства, инвестиции на охрану природы, создание государственного и региональных экологических фондов.

Одним из наиболее важных экономических методов является оплата за ресурсы. Научной основой для определения размеров такой оплаты служит их экономическая оценка, в основу которой положена дифференцированная рента.

В общем виде различают шесть видов платежей за ресурсы:

1. Платежи за право пользования природными ресурсами.

2. Оплата за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Рентные платежи за эксплуатацию лучших природных ресурсов или за качество, или за местом их расположения относительно рынка.

4. Штрафные платежи за превышение нормы использования природных ресурсов.

5. Компенсационные платежи за добычу природных ресурсов из целевого использования или ухудшения их качества, вызванное деятельностью этих предприятий.

6. Оплата предприятий за использование среды для размещения отходов производства.

Нормативные платежи за землю дифференцируются по видам сельскохозяйственных угодий, по типам грунтов и используются в начислении денежной стоимости объектов, которые сооружаются на землях изъятых из сельскохозяйственного оборота.

Нормативы платежей отличаются в зависимости от землепользователей: для промышленных объектов за отведение пахотных земель и многолетних насаждений оплата в 2-2,5 раза выше, чем за отведение кормовых угодий, сенокошения и пастбищ

Плата за изъятие земли городским строительством дифференцируется по экономическим районам с учётом населения города.

Плата за воду осуществляется промышленными предприятиями и коммунальными службами. Они дифференцируются по бассейнам рек и колеблются в пределах от 1,5 до 3 коп. за 1 м3 воды.

За последнее десятилетие цены на топливные ресурсы в Республике Беларусь были настолько низкие, что это привело к убыточности угольной промышленности. Кроме того, электроэнергия была только в 2, 8 раза дороже от угля, а это способствовало внедрению энергоемких производств.

К экономическим методам управления процессом природопользования относятся также платежи за загрязнения. Согласно постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 января 1992г. №18, плата за загрязнения окружающей среды устанавливается за:

· выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

· сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, территориальные и внутренние морские воды, а также в подземные горизонты, в том числе выбросы, которые проводятся предприятиями через систему коммунальной канализации;

· размещение отходов в окружающей среде.

Размеры указанных платежей устанавливаются на основании лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, которые определяются для предприятий с учетом предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) относительно каждого ингредиента в тоннах на год. Лимиты размещения отходов в окружающей природной среде определяются для предприятий как физический объем отходов по классам их токсичности. Их устанавливают органы Министерства охраны окружающей среды Республики Беларусь в форме выдачи разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов. Лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ устанавливаются на один год и сообщаются предприятию не позднее 1 июля предыдущего года.

За сверхлимитные сбросы и выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов (свыше ПДВ, ПДС) устанавливаются штрафные платежи – повышенный размер платы в сравнении с базовыми нормативами платы (налогами в границах от 1 до 5 раз).

Предприятия, расположенные в городах республиканского подчинения, платежи за загрязнение окружающей природной среды перечисляются: 90 % - во внебюджетные фонды охраны природы городских советов народных депутатов и 10% - на счет республиканских внебюджетных фондов охраны природы Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Республики Беларусь.

Критерием для расчета платежей за загрязнение являются убытки от него. Эти убытки проявляются равномерно в моральном, социальном, эстетическом, натуральном, экономическом аспектах. Но в большей мере оценивается экономический ущерб, который всегда является только частью, хоть и очень весомой, общих убытков. Оценка морального и социального ущерба составляет определенную сложность из-за отсутствия соответствующих методик.

Под экономическим ущербом от вредного влияния на окружающую среду отходов производства понимают фактические или возможные затраты народного хозяйства, выраженные в стоимостной форме, и затраты на компенсацию этих потерь. Загрязнение окружающей среды приводит к возникновению двух видов затрат: на предупреждение влияния на загрязнение среды и на предупреждение влияния загрязненной среды на людей. Затраты на предотвращение загрязнения осуществляются непосредственно на предприятии или в другом источнике загрязнения с целью уменьшения вредных выбросов. Это может быть строительство очистных сооружений, внедрение экологически чистых технологий, предварительная обработка топлива (например, удаление серы) и т.д. Эти затраты уменьшают экономические потери.

Затраты на компенсацию потерь вместе с собственно потерями и составляют экономические потери. Эти две формы потерь выступают одна по отношению к другой как своеобразная альтернатива.

Экономические потери – величина комплексная. Чаще всего их выражают суммой основных локальных потерь:

а) от ухудшения здоровья населения;

б) по коммунальному хозяйству;

в) по сельскому и лесному хозяйству;

г) по промышленности.

Сущность потерь от ухудшения здоровья населения лежит в недопроизводстве национального дохода из-за потерь рабочего времени, дополнительные затраты на медицинское обслуживание, на выплату по больничному листу, пенсий и т.п. Потери в коммунальном хозяйстве можно рассматривать как дополнительные затраты на уборку пыли, частую покраску деревянных и металлических конструкций, затрат на моющие средства и т.п. Убытки в сельском хозяйстве обусловливаются ценностью посевных площадей на загрязненных участках, причём это, во-первых, снижение урожайности сельскохозяйственных культур, а во-вторых – загрязнения сельхозпродукции. Урожайность зерновых культур вследствие загрязнения уменьшаются на 20-25%, подсолнечника – на 15-20%, овощей на 15-30%.

Загрязнение сильно влияет на лесное хозяйство: известно, что загрязнением повреждено в Германии 35% лесных массивов, в Австрии –40%. Убытки, причиняемые атмосферным загрязнением производственным факторам скрывают в себе убытки на текущие капитальные ремонты основных производственных фондов, потери на преждевременную утилизацию оборудования, от простоев оборудования в ремонте и т.д.

Экономические потери рассчитывают в пяти видах:

1) фактические потери, т.е. потери или негативные изменения, которые возникают от загрязнения окружающей природной среды и могут быть оценены в стоимостной форме в отчетном периоде;

2) возможные, которые будут наблюдаться в перспективе через возможное загрязнение окружающей среды, т.е. имеют условно теоретический характер;

3) предотвращенные, которые составляют разницу между фактическими и возможными потерями;

4) ликвидированные - та часть потерь, на которую их было уменьшено благодаря осуществлению природозащитных мер;

5) потенциальные – потери, которые могут быть заданы обществу в будущем посредством нынешнего загрязнения окружающей природной среды.

В современной практике финансирование затрат на осуществление мер по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов проводится за счет средств государственного бюджета, предприятий и учреждений.

За счет средств государственного бюджета инвестируются преимущественно большие природоохранные меры общецелевого назначения: государственные программы ликвидации последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, государственные территориальные, отраслевые перспективные и текущие планы по охране и воспроизводству природных ресурсов, государственные планы и смета на ведение заповедного хозяйства в заповедниках, природных парках, памятниках природы, заказниках и т.п. Капиталовложения на эти меры были всегда незначительными, часто выделялись по остаточному принципу.

Для финансирования мер по охране окружающей природной среды создаются государственный и местные внебюджетные фонды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: