Осуществления природоохранных мер

К природоохранным мерам принадлежат все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию негативного антропогенного влияния на окружающую природную среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природноресурсного потенциала страны, регионов, а именно: 1) строительство и эксплуатация очистных, обезвреживающих сооружений и оснащение; 2) развитие мало- и безотходных технологических процессов и производств; 3) размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований;

4) рекультивация земель; 5) меры борьбы с эрозией грунтов; 6) меры по охране и воспроизводству флоры и фауны; 7) охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов.

Экономическое обоснование природоохранных мер осуществляется через сопоставление их экономических результатов с необходимыми для их внедрения затратами с помощью показателей общего и чистого экономического эффекта от этих мер.

Экономическим результатом (полным экономическим эффектом) природоохранных мер по расчетам общей эффективности природоохранных затрат является:

· в сфере материального производства – прирост объемов чистой продукции или прибыли, а в отдельных отраслях или на предприятиях – снижение себестоимости;

· в непроизводственной сфере – экономия затрат на производство работ и оказания услуг;

· в сфере частного потребления – сокращение затрат из личных средств населения;

Экономическим результатом природоохранных мер является сумма таких размеров:

· предотвращенные экономические убытки от загрязнения окружающей среды, т. е. неосуществленные благодаря уменьшению загрязнения окружающей среды затрат в материальном производстве, непроизводственной сфере и затраты населения;

· прирост экономической (денежной) оценки природных ресурсов, сохраненных или улучшенных благодаря реализации природоохранных мер;

· прирост денежной оценки реализованной продукции, полученной благодаря полной утилизации сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов вследствие осуществления природоохранных мер.

Показатель общей (абсолютной) экономической эффективности природоохранных затрат вычисляется как отношение годового объема полного экономического эффекта от природоохранных мер к затратам, которые его обусловили. Он используется в процессе обоснования структуры и объемов капитальных вложений природоохранного назначения; для анализа и контроля динамики экономической эффективности природоохранных затрат, межотраслевых и межрайонных сравнений их эффективности.

Показатель сравнительной экономической эффективности природоохранных затрат определяется величиной минимально необходимых совокупных эксплуатационных затрат и капитальными вложениями в реализацию природоохранных мер, приведенных к годовой размерности с учетом фактора времени. Он используется для выбора экономически наилучшего варианта природоохранных мер в тех случаях, когда сравнительные варианты обеспечивают достижения одинакового по качеству окружающей среды и тождественного по основным социальным и экономическим результатам в пределах территории, на которую распространяется влияние природоохранных мер.

Показатель чистого экономического эффекта природозащитных мер определяется в виде разницы между приведенными с учетом фактора времени к одинаковой размерности экономических результатов этих мер и затратами на их осуществление.

Экономическая эффективность природозащитных мер рассчитывается вычислением общей и сравнительной экономической эффективности природозащитных затрат и чистого экономического эффекта природозащитных мер.

Общая (абсолютная) экономическая эффективность природозащитных затрат определяется сравнением полного экономического эффекта природозащитных мер и обусловленных им природозащитных затрат. Полный экономический эффект природозащитных затрат рассчитывается как разница показателей чистой продукции или прибыли в материальном производстве и личных средств населения по существующему состоянию окружающей среды (или состояния, которое может возникнуть без проведения природозащитных мер) и прогнозируемого состояния.

Общая эффективность природозащитных мер определяется на всех стадиях планирования мер по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов в народном хозяйстве как в целом, так и в экономических районах и областях, отраслях и хозяйственных объединениях, а также как оценка результатов выполнения планов охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Как приложение к показателям общей экономической эффективности природозащитных затрат используются показатели их экономической и социальной эффективности.

Экологическая эффективность природозащитных затрат определяется сопоставлением объемов экологических результатов и затрат, которые их вызвали. Экологические результаты вычисляются как разница показателей состояния окружающей среды до и после проведения мер.

Социальная эффективность природозащитных затрат измеряется отношением натуральных показателей, которые выражают социальные результаты, к затратам, необходимым для ее достижения. Социальный результат рассматривается как разница показателей, которые характеризуют изменения в социальной сфере, которые возникли вследствие осуществления природозащитных мер.

Экологические и социальные результаты и соответствующие показатели эффективности используются как вспомогательные к экономическим показателям эффективности и служат для:

· определения уровня и нормативов увеличенных показателей затрат, необходимых для достижения установленной величины снижения вредных выбросов и сохранения оптимального состояния окружающей среды;

· расчета эффективности затрат, результат которых не имеет непосредственного денежного выражения (сокращение генетического фонда животных и растений, сохранение эстетичной ценности природных ландшафтов, памятников природы и т.п.).

Затраты, обусловленные влиянием загрязняющей среды на реципиенты, занимают главное место в загрязнении атмосферы акустической среды мест поселения, а при загрязнении водных источников – у тех водопользователей, которые используют загрязненную воду (оросительное полеводство, гидротехнические сооружения и объекты).

Величина этих затрат определяется затратами на компенсацию негативных последствий влияния загрязнения на людей и разные объекты. Такие затраты представляют собой сумму приведенных затрат на:

· медицинское обслуживание людей, которые заболели вследствие загрязнения окружающей среды;

· компенсацию потерь чистой продукции через снижение продуктивности труда, а также невыхода работающих на работу вследствие влияния загрязнения окружающей среды на население;

· дополнительные услуги коммунально-бытового хозяйства через загрязнения окружающей среды;

· компенсацию количественных и качественных затрат продукции в связи со снижением продуктивности земельных, лесных, водных и других ресурсов через загрязнения среды;

· компенсацию потерь промышленной продукции из-за влияния загрязнения на основные фонды.

В структуру затрат, причиненных загрязнением среды, должны входить и затраты на ликвидацию вторичного загрязнения (от сожжения отходов, их проникновения в окружающую среду в процессе хранения и т.п.).

Экономический результат природозащитных мер (Р) выражается в величине предотвращенных годовых экономических убытков от загрязнения среды (П) и годового прироста (дополнительной прибыли) от улучшения производственных результатов деятельности предприятий или группы предприятий (Д), т.е.:

(8.1)

Величина предотвращенных экономических убытков от загрязнения среды (П) равна разнице между рассчитанными величинами убытков, которые имели место до осуществления природозащитных мер (Зф), и остаточных убытков после проведения этих мер (Зм):

(8.2)

Если периоды строительства (реконструкции), а также проектные сроки эксплуатации природоохранных сооружений, величины затрат и результат в период эксплуатации существенно не меняются во времени, то сравнение вариантов природозащитных мер может проводиться величиной их годового чистого экономического эффекта (Е). Выбор наилучшего из нескольких вариантов природозащитных мер при этом осуществляется по формуле:

(8.3)

Приведенные к годовому размеру затраты определяются по формуле:

(8.4.)

где С – совокупность эксплуатационных затрат;

К – капитальные вложения в строительство природозащитных сооружений;

Ен – норматив годовой эффективности капиталовложений (временно берется в размере 0,12).

Если сравниваются доходы, которые обеспечивают выход на заданный уровень качества окружающей среды, приведенные затраты находятся по формуле:

(8.5)

где Тн – нормативный срок окупаемости капитальных вложений (величина, обратная Ен).

Тема 9. Планирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды

Планирование является важной составляющей системы управления и регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды. Среди других рычагов оно отличается на самом деле ролью предупреждения негативных последствий от загрязнения окружающей среды. Превентивные меры более эффективны, чем ликвидация негативных последствий.

К основным видам научных прогнозируемых разработок принадлежат: разделы по охране природы «Комплексного прогноза научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на долгую перспективу (на 20 лет)», схемы - прогнозы развития и размещения производительных сил Республики Беларусь и ее административных единиц, государственные программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В планировании развития территории важной является комплексная оценка влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду. В такую оценку целесообразно включать цель и необходимость будущей хозяйственной деятельности, способы её осуществления, реальные альтернативы, характер и степень влияния на окружение, в том числе и аварийных ситуаций, возможности уменьшения вредного влияния на компоненты природы. Учитывая это, в практике планирования предусматривается разработка ТЕР риториальных К омплексных С хем рационального использования природных ресурсов и О храны окружающей П рироды (ТЕРКСОП). Они должны вмещать обоснование комплексных мер по охране природы, цель которых – предупреждать загрязнение окружающей среды регионов. ТЕРКСОПы разрабатываются в отдельных городах и на больших промышленных объектах, которые имеют важное хозяйственное значение.

ТЕРКСОПы дают возможность перейти на проектной стадии к детальному разрабатыванию первоочередных мер, направленных на охрану здоровья населения и улучшение среды его проживания, уменьшение убытков от утрат основных и оборотных фондов, сокращение потерь от стихийных процессов.

Важными особенностями ТЕРКСОПов является то, что: 1) они оценивают стойкость природно-ресурсного потенциала и его отдельных компонентов;

2) объединяют в едином комплексе природные и хозяйственные критерии взаимодействия, что дает возможность наиболее сбалансировано использовать природно-ресурсный потенциал регионов; 3) региональная дифференциация природных и хозяйственных факторов позволяет разработать конкретные критерии среды, а также дополнить требования конкретной территории к усовершенствованию процесса управления природопользованием; 4) схемы репрезентуют научно обоснованные долгосрочные программы мер из рационального использования и охраны окружающей среды с учетом ее региональных особенностей.

ТЕРКСОПы разрабатываются в несколько этапов:

І этап – определение целей и формирование заданий территориальной комплексной схемы. Они формулируются в зависимости от экологической ситуации, которая сложилась в регионе.

ІІ этап – экономическая оценка природно-ресурсного потенциала региона; предоставление информации для предварительного анализа размещения хозяйственных объектов с учетом особенностей их влияния на окружающую среду.

ІІІ этап – анализ в едином комплексе соответствия антропогенной нагрузки природно-ресурсного потенциала региона за ретроспективный, действующий и плановый периоды, как относительно уровня нагрузки, так и с учетом его специфики.

ІV этап – характеристика проблемных ситуаций, которые возникли

вследствие взаимодействия между природными и хозяйственными объектами.

V этап – разработка комплекса конкретных мер с усовершенствованием механизма управления процессом рационализации природопользования и охраны окружающей среды в каждом конкретном регионе.

Радикальная перестройка в системе планирования рационального природопользования и охране окружающей среды означает поворот к экологизации проектирования, строительства и эксплуатации природно-хозяйственных систем, к всестороннему учету природных, экономических и социальных факторов, которые тесно взаимодействуют между собой. Учет экологического фактора в планировании значительно расширяет и обогащает понятие эффективности производства, которую следует оценивать с определенным учетом всех изменений, которые совершаются под его влиянием в окружающей природной среде.

Сущность планирования рационального природопользования и охраны окружающей среды проявляются в его принципах:

Принцип природно-хозяйственной сбалансированности предусматривает объединение отраслевого и территориального развития в планировании охраны окружающей среды. Каждый регион имеет свой природно-ресурсный потенциал, и планирование хозяйственного освоения его территории необходимо проводить с учетом соответствия антропогенной нагрузки природно-ресурсного потенциала. Нарушение этого принципа наблюдается во многих регионах Земли вследствие высокой концентрации промышленного производства, особенно таких экологически опасных отраслей, как черная и цветная металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная, нефтеперерабатывающая промышленность, которые вместе с несовершенными технологиями, отсутствием природозащитных систем обусловили возникновение экологически острых ситуаций.

Принцип комплексности, который относительно к рациональному природопользованию региона означает максимальное приближение ресурсного цикла как антропогенного кругооборота веществ к природному кругообороту. Комплексность выражается в планировании внедрения безотходных, ресурсосберегающих технологий. Для Республики Беларусь этот принцип имеет особое значение, поскольку практика планирования размещения производства без учета критериев экологической целесообразности привела к накоплению большого количества отходов, которые часто-густо являются ценными залежами сырья.

Программно-целевой принцип принятия научных взвешенных решений комплексного территориального плана, реализация которого позволяет выделить приоритетное направление экологической политики в каждом регионе, определить масштабы и сроки проведения работ по охране природы и воспроизводству природных ресурсов.

Принцип экономической заинтересованности и ответственности, направленный на повышение плановых показателей по использованию и охране природных ресурсов, соответственно. к деятельности производства. Природоохранная деятельность должна быть неотделимой от процесса производства, а проблемы охраны окружающей среды необходимо решать в процессе самого производства.

Принцип демократического централизма, который соединяет централизованное руководство и местную инициативу.

Принцип оптимальности, который предусматривает приоритетность экологической оптимальности на долгосрочную перспективу во время определения экономической эффективности природопользования.

Принцип непрерывности планирования, который предусматривает объединение текущих и перспективных планов.

Методы планирования позволяют реализовать основные принципы территориального планирования.

Одним из наиболее важных методов является нормативный. Нормы и нормативы качества среды являются обязательными для применения в расчетах народнохозяйственных проектов. Ныне назрела необходимость обосновать для территории показатели предельно допустимых концентраций производства на природно-ресурсный потенциал.

В комплексном территориальном планировании с целью рационализации природных ресурсов более широко используют балансовый метод, который позволяет научно мотивировать соотношение между наличием природных ресурсов и их потреблением. Для отдельных территорий – района, области целесообразно разрабатывать баланс лесных, водных, земельных, минеральных ресурсов.

Перспективным в практике прогнозирования является применение эколого-экономических моделей. Для их создания необходимы автоматизированные системы плановых расчетов (АСПР). Их цель – усовершенствование системы планирования на основе применения экономико-математических методов, моделей и вычислительной техники.

Математико-статистические методы используются для обработки и анализа экологической информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: