И проблемы ее организации

Экологическая экспертиза в Республике Беларусь — вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, которые основываются на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке передпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей естественной среды и здоровье людей, направленная на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству естественных ресурсов, гарантированию экологической безопасности.

Целью экологической экспертизы является предотвращение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.

Согласно закону Республики Беларусь «Об экологической экспертизе» основными задачами экологической экспертизы являются:

1. определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности;

2. организация комплексной, научно мотивированной оценки объектов экологической экспертизы;

3. установление соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, санитарных норм, строительных норм и правил;

4. оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды, здоровье людей и качество естественных ресурсов;

5. оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей природной среды и здоровью людей;

6. приготовление объективных, всесторонне обоснованных выводов экологической экспертизы.

Основными принципами экологической экспертизы являются:

1. гарантирование безопасного для жизни и здоровья людей окружающей естественной среды;

2. сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учет общественной мысли;

3. научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность;

4. экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной или осуществляемой деятельности;

5. государственное регулирование;

6. законность.

Объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, передпроектных, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды, создание угрозы здоровью людей.

Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, которые отрицательно влияют на состояние окружающей естественной среды и здоровье людей.

Экологическую экспертизу проводят:

1. Министерство охраны окружающей естественной среды Республики Беларусь, ее органы на местах, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделения или комиссии;

2. органы и учреждения Министерства здравоохранения Республики Беларусь — в части, которая касается экспертизы объектов, которые могут отрицательно влиять или влияют на здоровье людей;

3. другие государственные органы, местные ради народных депутатов и органы исполнительной власти на местах соответственно законодательству;

4. общественные организации экологического направления или создаваемые ими специализированные формирования;

5. другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы;

6. отдельные граждане в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь «Об экологической экспертизе» и другими законодательными актами.

В Республике Беларусь осуществляется государственная, общественная и прочие экологические экспертизы. Выводы государственной экологической экспертизы являются обязательными для выполнения. В принятии решения относительно дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы выводы государственной экологической экспертизы учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз.

Выводы общественной и другой экологической экспертизы имеют рекомендательный характер и могут быть учтены во время проведения государственной экологической экспертизы, а также в решениях относительно дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится эколого-экспертными подразделениями, специализированными учреждениями, организациями или специально создаваемыми комиссиями Министерства охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, их органов на местах с привлечением других органов государственной исполнительной власти.

К проведению государственной экологической экспертизы могут в установленном порядке привлекаться специалисты других учреждений, организаций и предприятий, а также эксперты международных организаций.

Осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным для видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность.

Государственной экологической экспертизе подлежат:

1. государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения продуктивных сил, развития отдельных областей народного хозяйства;

2. проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем упорядочения промышленной застройки, другая предплановая и предпроектная документация;

3. инвестиционные проекты, технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий; документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, в том числе военного и оборонного назначения;

4. проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в области гарантирования экологической (в том числе радиационной) безопасности, охраны окружающей естественной среды и использования естественных ресурсов, деятельности, которая может отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды и здоровье людей;

5. документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ (в том числе тех, которые закупаются за границей), которые могут создать потенциальную угрозу окружающей естественной среде и здоровью людей.

Согласно решениям Совета Министров Республики Беларусь местных советов народных депутатов или их исполнительных комитетов государственной экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения, отрицательное влияние которых значительно сказывается на состоянии окружающей природной среды и здоровье людей.

Общественная экологическая экспертиза может осуществляться в любой сфере деятельности, которая требует экологического обоснования, за инициативой общественных организаций или других общественных формирований.

Общественная экологическая экспертиза может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой через создание на добровольных началах временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований.

Предельные сроки проведения государственной экологической экспертизы объектов:

1. группами специалистов эколого-экспертных подразделов, учреждений или организаций Минприроды Республики Беларусь — до 45 календарных дней с продолжением в случае необходимости до 60 дней, а в исключительных случаях, в зависимости от сложности проблемы — до 120 дней;

2. специально созданными межотраслевыми эколого-экспертными комиссиями или другими специализированными организациями — до 90 календарных дней;

3. по доработанным материалам соответственно выводам предшествующей экологической экспертизы — до 30 календарных дней.

Началом государственной экологической экспертизы считается день представления эколого-экспертному органу комплекта необходимых материалов и документов, а в случае необходимости — дополнительной научно-исследовательской информации по тем вопросам, которые возникли во время проведения экспертизы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: