Роль цен в управлении предприятием

При определении сущности цены как экономической ка­тегории существуют два основных подхода.

Первый подход основан на теории трудовой стоимости, в соответствии с которым, цена - это денежное выражение стоимости, а стоимость — это овеществленный в товаре об­щественно необходимый труд.

Второй подход - маржиналистский, основанный на тео­рии предельной полезности. В соответствии с этой теорией цена - это такое количество денег, которое покупатель го­тов отдать за товар.

С точки зрения современной отраслевой экономики цена - денежное выражение стоимости промышленной продукции. Цена на продукцию должна возместить все расходы пред­приятия по производству и реализации продукции, обеспе­чить необходимую для текущего и перспективного развития предприятия величину прибыли и тем самым создать пред­посылки для развития производства, повышения качества продукции и обновления ассортимента.

Цены и ценообразование являются важными факторами эффективности функционирования предприятий отрасли.

Цены определяют коммерческий результат деятельности пред­приятия, его рентабельность, экономическую жизнеспособ­ность и финансовую устойчивость.

Исходя из различных определений цены, можно выде­лить и основные ее функции как экономической категории.

1) Учетная (измерительная) - функция учета и измерения затрат труда для количественного выражения стоимости про­дукции. Данная функция цены служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, является важным инструментом внут­рипроизводственного планирования, позволяет исчислять стоимо­стные показатели и определять эффективность производства.

2) Стимулирующая функция выражается в стимулиро­вании или сдерживании производства продукции.

3) Распределительная функция связана с отклонением цены от стоимости под воздействием различных внешних факторов и позволяет воздействовать на уровень потребле­ния продукции различными социальными группами общества.

4) Функция сбалансирования спроса и предложения озна­чает, что конкурентные силы спроса и предложения способны прийти к такому уровню цен, при котором решения о купле и продаже будут совпадать по месту и по времени. Среди множе­ства цен будет существовать только одна цена, по которой по­требители желают и могут приобрести продукцию, а продавцы готовы ее реализовать. Такая цена называется равновесной (ры­ночной) ценой. При любой другой цене (выше или ниже равно­
весной) существует разрыв между спросом и предложением.

5) Функция цены как средства рационального размеще­ния производства. Данная функция связана с перемещением производства продукции под воздействием спроса и предло­жения в те отрасли экономики и в те регионы, где отмечает­ся наибольшая рентабельность производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: