Ценовая политика предприятия - это общие принципы и правила, которых оно придерживается в процессе формирования цен на свою конечную продукцию. Целью проведения предприятием грамотной и сбалансированной ценовой политики является увеличение показателей рентабельности продукции и производства, прибыли, стабилизация цен, повышение темпов роста реализации продукции и ее конкурентоспособности.
Ценовая политика должна быть достаточно гибкой, стимулирующей как производителя, так и потребителя, ускоряющей кругооборот средств, обеспечивающей эффективное использование производственного потенциала предприятия.
Ценовая политика на предприятии разрабатывается в несколько этапов:
- установление целей ценообразования (увеличение прибыли, доли на рынке, демпинг и др.);
- оценка величины спроса на продукцию и его эластичности;
- анализ собственных возможностей (структуры затрат, каналов сбыта продукции и др.);
- анализ возможностей предприятий-конкурентов;
- выбор ценовой стратегии и метода ценообразования на основе критерия максимизации прибыли;
- анализ и учет факторов, влияющих на установление цен (инфляция, изменение спроса и предложения и др.);
- окончательное установление цены.
При разработке предприятием ценовой политики опираются на ряд основополагающих принципов в трех основных разрезах.
1. Ориентация цен на внутренние факторы (издержки производства):
а) цена должна обеспечить возмещение затрат и получение прибыли в количестве, необходимом для текущего и перспективного развития предприятия;
б) цена определяется эффективностью использования основных факторов производства (сырьевых и трудовых ресурсов, основного и оборотного капитала и др.).
2. Ориентация цен на внешние факторы (спрос, предложение, потребительские свойства товара и др.):
а) выше спрос - выше цена продукции;
б) выше предложение - ниже цена продукции;
в) выше потребительские свойства - выше цена продукции.
3) Комбинированная ориентация (внутренние факторы определяют кривую предложения, внешние - спроса).
К основным факторам, влияющим на уровень цен, можно отнести: рыночную стоимость конкретного вида продукции, соотношение спроса и предложения на продукцию, уровень инфляции, уровень научно-технического прогресса, конкуренцию, степень государственного вмешательства в процесс ценообразования (государственного регулирования цен).
Государственное регулирование цен - последний этап формирования цен. Это воздействие государства на процесс ценообразования посредством законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий с целью стабилизации развития экономической системы в целом, недопущения инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей.
Важнейшей задачей государственного регулирования цен является достижение определенных социальных результатов, в частности поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
К методам государственного регулирования цен относятся:
- установление предельных тарифов на продукцию;
- установление фиксированных цен и тарифов;
- установление предельных коэффициентов;
- установление предельных уровней рентабельности;
- декларирование изменения цен и тарифов.