Виды цен, их классификация

Существует большое количество видов цен, которые можно разделить на различные группы по классификационным признакам.

1. По характеру обслуживаемого оборота:

- оптовые цены предприятий – цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям крупными партиями (оптом). Оптовые цены обеспечивают предприятию возмещение текущих издержек и получение нормативной прибыли.

Цпредпр = Сплан × (1 + R),

где Сплан – полная плановая себестоимость единицы продукции, руб.; R – уровень рентабельности продукции;

- оптовые цены промышленности формируются на основе оптовой цены предприятия с включением в них издержек и прибыли сбытовых посреднических организаций и НДС;

- розничные цены – это цены продажи розничных торговых организаций индивидуальному или мелкооптовому потребителю.

2. В зависимости от государственного регулирования:

- свободные (рыночные) цены устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном сегменте рынка;

- регулируемые цены устанавливаются соответствующими органами управления;

- предельные цены. Выше них предприятия не могут устанавливать цену своей продукции;

- фиксированные цены устанавливаются на определенном уровне, их изменение возможно только по решению органа или субъекта власти, утвердившего цены.

3. По способу установления:

- твердые цены устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по конкретному договору или контракту;

- подвижные цены, в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится;

- скользящие цены исчисляются в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства (инфляция).

4. По способу определения:

- сопоставимые цены используются в научно-исследовательских целях, экономическом анализе, статистике и т.д.;

- расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартную продукцию, производимую обычно по индивидуальным заказам.

5. По времени действия:

- постоянные цены, т.е. срок действия которых заранее не определен;

- сезонные цены устанавливаются на сезонную продукцию и срок их действия ограничен;

- ступенчатые цены – это ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале;

6. По условиям поставки и продажи:

- цена-нетто определяется на месте купли-продажи;

- цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера налогов, наличия и уровня скидок и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: