double arrow

Субтрактивные цветовые модели

При печати изображений цвет воспринимается как результат взаимодействия цветового потока с поверхностью тела (бумаги). Эти цвета являются отраженными.

Модель CMY предназначена для описания отраженных цветов. Цвета этой модели основаны на вычитании части спек т ра падаю­щего света (белого) и называются субтрактивными. Например, при пропускании света через пурпурный объект поглощается зеленая часть спектра, если далее пропустить через желтый объект, то поглотится синяя часть спектра и останется лишь красный цвет. Данный принцип используют светофильтры.

При смешении двух основных цветов, результат всегда оказывается темнее любого из исход­ных, поскольку каждый из цветов поглощает свою часть спектра. Эти цвета составляют так называемую полиграфическую триаду. Каналы CMY представляют собой остаток вычитания основных RGB-компонентов из белого цвета (как известно, белый цвет состоит из полного спектра цветов). При этом остаются сле­дующие цвета: Cyan - голубой (белый цвет минус красный), Ma­genta - пурпурный (белый минус зеленый), Yellow - желтый (бе­лый минус синий).

W – R = C

W – G = M

W – B = Y

В качестве усовершенствования этой модели появилась модель CMYK, которая была создана для описания процесса полноцветной печати, к примеру, на цветном принтере. Пурпурная, голубая и желтая краски последовательно наносятся на бумагу в различных пропорциях. Головка принтера устроена таким образом, что позволяет использовать эти цвета одновременно и за один проход по бумаге. Нанесенные на одно место ос­новные цвета смешиваются, образуя требуемые оттенки. Однако черный цвет получить методом смешения трех основных цветов не удастся, т.к. вместо черного цвета получится скорее серо-коричневый цвет. Для получения чистого черного и оттенков серого в модель CMY был добавлен новый компонент - черный цвет. В цветовой модели CMYK - это и есть буква К (blac K). Таким образом, CMYK - четырехканальная цветовая модель.

Модель CMYK предназначена для описания печатных изобра­жений. Ее цветовой охват значительно ниже, чем у RGB, так как модель CMYK описывает отраженные цвета, интенсивность кото­рых всегда меньше, чем у излучающих. Рассматривать CMYK можно как производную модели CMY. Пространство этой модели аналогично пространству модели RGB, только со смещением начала координат, рисунок 26.

Смешение всех трех компонентов при максимальных значениях дает черный цвет. С другой стороны, при полном отсутствии крас­ки и, соответственно, нулевых значениях основных компонентов получится белый цвет. Применительно к CMYK, белый цвет следу­ет воспринимать как белую бумагу. При смешивании основных компонентов с равными значениями получаются оттенки серого цвета, и образуется серая шкала. Эта цветовая модель имеет несколько особенностей, из-за ко­торых переход в нее может создать некоторые проблемы. Дело в том, что цветовой охват CMYK недостаточно велик, и перевод в эту модель из модели RGB может привести к некоторым иска­жениям цветопередачи. Часть цветов из охвата модели RGB не может быть передана на бумаге, вследствие чего не входит в охват модели CMYK. Эта модель имеет проблемы с передачей ярко-голубых, синих, зеленых и оранжевых цветов. При конвер­тировании эти цвета приводятся к наиболее близким к ним цветам в мо­дели CMYK. В современных принтерах часто добавляют дополнительные чернильницы для возмещения этого недостатка.

Хотя в CMYK и не редактируют изображение, однако, если оно готовится к печати, то часто возникает необходимость просмотреть соответствие цветов изображения цветовому охвату модели. Каж­дый раз, когда возникает такая необходимость, перевод изображе­ния в CMYK и обратно в RGB с большой долей вероятности при­ведет к ухудшению качества изображения. Поэтому, если есть та­кая возможность, нужно прибегать к дополнительным средствам, как, например, в Photoshop - функция просмотра изображения в модели CMYK без действительного перевода в эту модель.

Как и модель RGB, модель CMYK является аппаратно-зависимой. Это означает, что при работе с различными устройства­ми вывода и печати изображения (например, мониторами и цвет­ными принтерами) одно и то же графическое изображение будет выглядеть по-разному. Следует также иметь в виду, что получае­мый цвет зависит не только от значений базовых составляющих, но и от параметров устройств: свойств используемой бумаги и чернил, особен­ностей принтеров (размер и форма капли, способ печати), свойств люминофора у мониторов от различных фирм-производителей, наличия аппаратного цветового контроля монитора, а также свойств видеокарты.

К сожалению, при помощи палитры CMYK невозможно передать многие оттенки, прекрасно воспроизводимые в RGB, т.к. уже было отмечено, что цветовой охват этой модели гораздо уже, рисунок 28.

Глаз не различает этого, поскольку, глядя на картинку, человек подсознательно добавляет отсутствующие, исправляет искаженные детали и видит небо действительно ярко-голубым, молодую траву - нежно-зеленой, а морковку - оранжевой. Однако стоит поместить рядом с картинкой ее вариант на мониторе в палитре RGB, и без слов становится ясно, сколь много теряется даже при хорошей печати в CMYK.

Рисунок 28

В процессе работы по подготовке и выводу на печать изображе­ния участвуют устройства, работающие как в модели RGB, так и CMYK. К первым можно отнести мониторы, сканеры и цифровые камеры, а ко вторым - цветные принтеры и фотонаборные автома­ты. Поскольку цветовые охваты этих устройств различаются, необ­ходимые преобразования из одной модели в другую сопряжены с неизбежными искажениями цветов и оттенков. Поэтому для дости­жения предсказуемого цвета была создана специальная система цветокоррекции - программа, цель которой заключается в дости­жении одинаковых цветов для всех этапов работы с изображения­ми, начиная сканированием и заканчивая выводом на печать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: