Основными целями внешнеэкономической политики России в стратегическом плане являются:
Мировой опыт использования внешнеэкономических связей для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели в нешнеэкономической деятельности. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны - западноевропейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные страны. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны.
Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ориентацей на рост экспорта. Как показывает мировой опыт, основой эффективной внешнеэкономической деятельности и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортерам. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, испол нительного и контрол ирующег о характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям Основным объектом государственного регулирования выступаю экономический цикл, отраслевая и региональная структура, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, под готовка и переподготовка кадров, о кружающая природная среда, в нешнеэко- номические связи Соответственно, можно вести речь о государственной антициклической политики, антимонопольной, социальной, политики занятости и т д Средства государственного регулирования подразделяются на административны е и экономические Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения Экономические средства подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политики различны Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса, факторов, определяющих совокупное предложение, взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.
Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера к их числу относится а) временные лаги бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики (лаг - промежуток времени между моментом экономического шока и принятием решения, между принятием решения и появлением результатов); б) несовершенство экономической информации; в) изменчивость экономических ожиданий. Последовательная макроэкономическая политика (политика твердого курса) предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации. Непоследовательная политика (свободы действий) означает, что правительство и центральный банк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае и подбирают подходящий тип решений. Преимущества последовательной политики могут быть сведены к трем обстоятельствам: 1) снижается риск принятия некомпетентных решений; 2) снижается влияние политического бизнес-цикла;3) укрепляется доверие экономических агентов к политике правительства и Центрального банка. В российской экономике выбор оптимального сочетания бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики затрудняется рядом специфических обстоятельств. Во-первых, нередко отсутствует необходимый опыт макроэкономического регулирования, во-вторых, доверие к правительству и центральному банку усложняется в ситуации экономической нестабильности и недоверия к отдельным официальном лицам. В-третьих, нередко отсутствуют необходимые социальные условия. |