Внешнеэкономическая политики России в современный период

Основными целями внешнеэкономической политики России в стратеги­ческом плане являются:
  - обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям;
  - восстановление благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся дискриминационных ограничений;
  - формирование эффективной системы зашиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.)

Мировой опыт использования внешнеэкономических связей для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели в нешнеэкономической деятельности. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны - западноевропейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные страны. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ориентацей на рост экспорта. Как показывает мировой опыт, основой эффективной внешнеэкономической деятельности и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортерам.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, испол нительного и контрол ирующег о характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям Основным объектом государственного регулирования выступаю экономический цикл, отраслевая и региональная структура, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, под­ готовка и переподготовка кадров, о кружающая природная среда, в нешнеэко- номические связи Соответственно, можно вести речь о государственной антициклической политики, антимонопольной, социальной, политики занятости и т д

Средства государственного регулирования подразделяются на административны е и экономические Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения Экономические средства подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетно-налоговой по­литики Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политики различны Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса, факторов, определяющих совокупное предложение, взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера к их числу относится

а) временные лаги бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики (лаг - промежуток времени между моментом экономического шока и принятием решения, между принятием решения и появлением результатов); б) несовершенство экономической информации; в) изменчивость экономических ожиданий.

Последовательная макроэкономическая политика (политика твердого курса) предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации. Непоследовательная политика (сво­боды действий) означает, что правительство и центральный банк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае и подбирают подходящий тип решений. Преимущества последовательной политики могут быть сведены к трем обстоятельствам: 1) снижается риск принятия некомпетентных решений; 2) снижается влияние политического бизнес-цикла;3) укрепляется доверие экономических агентов к политике правительства и Центрального банка.

В российской экономике выбор оптимального сочетания бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики затрудняется рядом специфических обстоятельств. Во-первых, нередко отсутствует необходимый опыт макроэкономического регулирования, во-вторых, доверие к правительству и центральному банку усложняется в ситуации экономической нестабильности и недоверия к отдельным официальном лицам. В-третьих, нередко отсутствуют необходимые социальные условия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: