Кейнианская теория

Кейнсианская теория занятости резко отличается от подхода так называемой классической школы. Кейнс считал, что в рыночной экономике просто не су­ществует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Он поставил под сомнение положение о том, что ставка процента способ­на привести в соответствие сбережения домохозяйств с инвестицион­ными планами фирм. Во-первых, субъекты сбережений и инвестиций - разные группы. Во-вторых, они руководствуются разными мотивами. Фир­мы принимают во внимание не только ставку процента, но и норму при­были, которую они получают от инвестиций. Домохозяйства будут осущес­твлять сбережения в зависимости от величины своих доходов. В-треть их, в отличие от классиков, считавших, что единственным источником сбережений являются текущие доходы домохозяйств, кейнсианцы выделяли большую роль, которую играют на денежном рынке кредитные учреждения. Кейнс считал, что потребление зависит от размера доходов и от субъективной склонности к потреблению. Он выводит основной психологический закон: люди склонны, как правило, увеличивать своё пот­ребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растёт доход. Простейшая функция потребления имеет вид: с=а+ву; где С - потребительские расходы; а - автономное потребление, величина ко­торого не зависит от размеров текущего располагаемого похода; в - предельная склонность к потреблению; У - доход. Кейнс подверг сомнению постулат классической школы о гибкости ценового механизма. Дело в том, что предприниматели, столкнувшись с падением спроса, не снижают цены, а сокращают производство и уволь­няют работников. Отсюда вывод: рыночный механизм не может обеспе­чить стабильную полную занятость. Получается, чем больше националь­ный доход, тем относительно меньше реальный (эффективный) спрос. Уровень разновесного дохода мо­жет оказаться ниже уровня обеспечивающего полную занятость в стра­не. Если сбережения будут больше ин­вестиций, часть продукции перестанет находить сбыт, увеличатся товарно-ма­териальные запасы (ТМЗ) и фирмы сок­ратят производство. Кейнсианская модель доходов и расходов (Кейнсианский крест) построена исходя из следующих посылок: монополистические тенденции не позволяют ценам быть подлинно свободными; долгосрочные контрак­ты между поставщиками и потребителями препятствуют быстрой реакции цены на изменение рыночной конъюктуры; договоры между профсоюзами и предпринимателями мешают зарплате выполнять функции регулирующей цены на рынке труда. В результате цены становятся малоподвижными (особенно в краткосрочном периоде) и дезориентируют фирмы при ре­шении вопроса об изменении объёма продаж. Совокупный спрос (АД) отстаёт от рос­та национального дохода (У). Совокуп­ное предложение (AS) будэт представ­лено биссектрисой потому, что всякий прирост национального дохода есть ре­зультат увеличения производства. Если фактический объём производства превышает равновесный У'=1000, то это означает, что покупатели приобретают товаров меньше, чем фир­мы производят (АД<АS). Нереализованная продукция принимает форму ТМЗ, которые возрастают. Рост запасов вынуждает фирмы снижать про­изводство и занятость, что в итоге снижает ВНП. Наоборот, если фак­тический выпуск меньше У', то это означает, что фирмы производят меньше, чем покупатели готовы приобрести (АД>АS). Спрос удовлет­воряется за счёт сокращения запасов фирм, что создаёт стимулы к уве­личению занятости и выпуска. Равновесный уровень выпуска У' может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов. Увеличение любого их этих компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Модель мультипликатора
Мультипликатор - коэффициент, характеризующий связь между уве­личением инвестиций и изменением величины дохода. Км = ΔУ / Δ I где Δ У - изменение национального дохода; Δ I - изменение инвестиций; Км - мультипликатор. Возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реак­цию, ведущую к многократному увеличению спроса на основной капитал. " Парадокс бережливости ". Колесо может повернуться и в другую сторону. Сокращение доходов будет сокращать и производные инвестиции, а это будет вести к стагнации экономики. Если экономи­ка находится в состоянии неполной занятости, то увеличение склон­ности к сбережению приведёт к сокращению потребительского спроса. Сокращение производства приведёт к падению доходов. Попытки общес­тва больше сберечь могут фактически привести к тому же или даже меньшему объёму сбережений. Во время экономического спада у домохозяйств появляются значительные стимулы сберегать больше. Поэтому именно в такой период роль государства возрастает; оно должно сти­мулировать инвестиции (жилищное строительство, автомобилестроение, строительство дорог и т.д.). Деньги и их функции
Деньги - это особый товар, за которым закрепилась способность (функция) обмениваться на все другие товары. Именно затем требуются деньги, именно в этом их потребительная стоимость. Причем этот обмен осуществляется не в произвольной пропорции, в деньгах можно отразить стоимость любого другого товара, причем отразить в фиксированном соотношении, эквивалентно. Соответственно, деньги служат всеобщим эквивалентом, в этом их сущность. Разные исследователи выделяют разное количество функций (задач, которые они выполняют) денег. Практически все описывают, иногда называя их по-разному, три функции: 1) Мера стоимости. Чтобы измерить стоимость любого товара в деньгах, нет необходимости иметь в наличии сами реальные деньги. В магазинах и т.п. рядом с товаром не лежит кучка монет или банкнот, достаточно посмотреть на ценник или спросить у продавца. Более того, произнеся, даже мысленно "слишком дорого" или "подозрительно дешево" и т.п., сам покупатель уже идеально (в своем сознании сопоставил, сравнил полученную информацию о стоимости с собственным представлением о том как измерена стоимость того же или аналогичного товара в других магазинах и т.д. То есть функцию меры стоимости деньги выполняют как идеальные, представляемые деньги. Деньги в этой функции выполняют задачу выражения и сопоставления стоимости разно­родных благ. Денежная единица используется в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей различных товаров. 2) Средство обращения. В этой функции деньги непосредственно участвуют в купле и продаже товаров. Собственник товара не обменивает его непосредственно на другой товар, а сначала - на деньги, а потом уже приобретает за полученные деньги нужную ему другую потребительную стоимость (товар). Ясно, что для функции средства обращения деньги нужны реальные. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств обмена товара на товар (бартерного). Обмен по схеме Т-Д и Д-Т или Т-Д-Т (товар- деньги -товар) проще и удобнее, чем Т-Т. 3) Средство сбережения (накопления). Накапливаясь, то есть покидая на время сферу обращения, "оседая" в карманах, банках, "под подушкой", деньги сохраняют покупательную способность, и в будущем снова вернутся в оборот. Естественно, выполнять эту функцию в полно объеме могут только реальные деньги. Кроме этих очевидных функций, Карл Маркс выделял еще две, получившие в 20 и 21 веках особое значение. 4) Средство платежа. Когда цепочка Т-Д или Т-Д-Т "разрывается" во времени, то есть покупатель не сразу уплачивает деньги за полученный товар, эта "отсрочка" в получении денег начинает обрастать собственным экономическим смыслом. Во-первых, за отсрочку можно потребовать вознаграждения, тогда перед нами уже операция кредитования. И деньги продавец, став кредитором, должен получить уже с процентом. Во-вторых, в этой ситуации на момент приобретения товара вообще нет потребности в реальных деньгах (в отличие от денег в функции средства обращения). Более того, возникает возможность приобретения товаров с последующей неуплатой денег в принципе. То есть деньги в этой функции потенциально заключают в себе возможность массовой неуплаты по ранее осуществленным сделкам, то есть так называемого "кризиса неплатежей". Более того, поскольку деньги сами являются товаром, то и купля-продажа самих денег в виде операции денежного кредитования, эту возможность многократно усиливает. Поскольку операции кредитования по самой своей сути основаны на таком нематериальном обеспечении как "доверие" (изначальное значение слова "кредит"), то неплатежи по полученным займам из возможности сразу же стали реальностью и превратились в настоящий бич экономики 20-21 веков, основанной на кредите. 5) Мировые деньги. В экономических отношениях между хозяйствующими субъектами разных стран и между самими странами, деньги, казалось бы, выполняют те же самые функции, что и внутри стран. Однако даже первый аналитический подход заставляет сделать иной вывод - ведь в этой сфере возникает необходимость установления отношений всеобщей эквивалентности "второго порядка", необходим "эквивалент эквивалентов". Реализуя свою сущность выражения стоимости других товаров, национальные валюты сами "нуждаются" в эквивалентном обмене с другими валютами, в выражении своей собственной стоимости в определенном количественном отношении с массой других валют. Лавинообразно возрастающий объем международных расчетных и кредитных операций и столь же быстро увеличивающееся многообразие их форм потребовали появления соответствующих носителей, которые могли бы выполнять именно функции мировых денег. Попытка закрепления их за долларом США в рамках Бреттон-Вудской системы потерпела крах. Используемые впоследствии паллиативы помогают решить только отдельные частные задачи (как пример - СДР) или сами воспроизводят всю совокупность противоречий в ином масштабе, например, региональном (евро). Исторически первоначально в качестве денег использовался ка­кой-либо товар, имевший внутреннюю стоимость. Деньги подобного ро­да получили название товарные или реальные деньги. Это обычно был ценный в представлении населения и относительно редкий товар, требующих затрат на его получение/добычу, например, драгоценные камни, скот, кофейные зерна (в древнем Перу), пушнина, другие части тел животных или птиц (редкие ракушки, перья) и пр. Наиболее распространённым вариантом товарных денег стали определенные количества таких металлов, как серебро, золото и впоследствии медь, которые стали делить на определенные порции в соответствии с весом (н-р, фунт стерлингов). Для фиксации номинала и принадлежности к определенной стране выпуска (эмиссии) деньги стали штамповать в виде монет. Такое денежное обращение получило название золотомонетное. Следующий вид денег - символичес­кие (бумажные) деньги. Они не имеют своей внутренней стоимости и выступают как представители реальных товарных денег. Это изначально проявля­лось в возможности обмена бумажных денег на соответствующее коли­чество золота и получило наименование бумажно-денежное обращение. В XX веке практически повсеместно такой обмен был прекра­щён и деньги стали выступать как долговые обязательства государства, а впоследствии - и банков. Деньги стали кредитными деньгами. В современных условиях деньгами может быть всё, что может при­ниматься в оплату за товары и услуги. Важное значение при этом име­ет степень ликвидности того или иного актива. Ликвидность - это простота, лёг­кость, с которой тот или иной вид активов может быть превращен в принятое в экономике средство обмена. Реальные деньги обладают абсолютной ликвидностью. Вывозимый на свалки отсортированный мусор - пример абсолютно неликвидного имущества. При совершении сделок люди могут пользоваться раз­личными видами активов, хотя при этом некоторые из них более удоб­ны, нежели другие. Соответственно, существуют различные способы оп­ределения того, что включать в понятие деньги. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных по­купательных и платёжных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяй­ственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчётными средствами. В странах с рыночной экономикой денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег. Под наличными деньгами понимаются монеты, банкноты, находящиеся на руках у населения. Под безналич­ными деньгами понимаются записи на счетах в банках. Сберегательные и срочные счета также могут потенциально использоваться в платёж­ном обороте. Функционирование текущих счетов обеспечивается через чековое обращение. Поскольку круг активов, подлежащих обязательному включению в состав денежной массы, точно не определён, применяются различные варианты её расчёта. Для этого используются так называемые денежные агрегаты: МО - наличные деньги; Ml - это деньги в уз­ком смысле слова, которые ещё называют "деньги для сделок" и они включают в себя наличные деньги, обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах. М2 - это деньги в широком смысле слова, которые включают в себя Ml плюс деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты в специализированных финансо­вых институтах. На начало 1998 года в России МО составило 103,8 млрд.руб., а М2 - 288 млрд.рублей. Доля МО в М2 составила 36%.Для сравнения в США доля наличных денег в тот же период составляла примерно 5%, а сейчас еще меньше. Связь между суммой денег и общим объёмом сделок отражена в следующем уравнении, подучиваем название уравнения количественной тео­рии денег (Формула Фишера): § — денежная масса; — скорость оборота денег; — цена товаров; § — количество товаров. Из этого уравнения следует, что при изменении одной из переменных одна или более из оставшихся также должны измениться для сохране­ния равенства. Например, если количество денег увеличивается, а ско­рость их обращения остаётся неизменной, то должны измениться либо цены, либо объём сделок.
Инфляция, виды и формы Инфляция обозначает обесценивание денежной единицы, которое выражается в первую очередь в повышении общего уровня цен. По своему происхождению инфляция - это явление, связанное с денежным обращением, с движением денег. Ин­фляция выступает либо в открытой форме (рост цен), либо в скрытой, подавленной форме (дефицит товаров). Причины инфляции многообразны. Это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, его источники: а) несбалансированность государственных расходов и доходов, что выражается в дефиците бюджета, покрываемом за счет увеличения денежной массы ("печатный станок"); б) изменение структуры рынка (монополизация); в) инфляционные ожидания населения; г) рост открытости экономики, что часто приводит к "импорту" инфляции. Различают два типа инфляции:
  1) инфляция спроса (инфляция покупателей). Этот тип инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к росту цен. Производство не в состоянии ответить на этот спрос увеличением реального объёма товаров и услуг, ресурсы имеющиеся уже загружены. Безработица низкая.
  2) инфляция издержек. Механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработной платы (давление профсоюзов, требования рабочих), или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.д.). Совокупный спрос на рынке не стал избыточным, но предложение товаров и услуг уменьшается в силу роста издержек производства.

В реальной действительности разделить два типа весьма сложно. Но важно иметь в виду, какой тип является генератором инфляционно­го роста лен. В России сначала доминировала в 1992 г. инфляция спро­са, затем она стала переходить в инфляцию издержек.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Наиболее часто ис­пользуют индекс потребительских цен (ИПЦ). Для расчёта этого ин­декса берётся определенный набор товаров и услуг (потребительская корзина) и измеряется в текущих и базисных ценах.

Темп инфляции измеряют в % (ИПЦ * 100%). В связи с различными темпами различают три вида инфляция:

1) умеренная (ползучая) - рост цен до 10% в год;
2) галопирующая - рост цен до 100% в год;
3) гиперинфляция. Ежемесячный (в течении 3-4 месяцев)рост цен свыше 50%, а в годовом выражении - четырёхзначной цифрой.

Кто проигрывает и кто выигрывает от инфляции? Инфляция нака­зывает прежде всего людей, которые получают относительно фиксиро­ванные доходы. Это прежде всего пенсионеры, землевладельцы, полу­чающие фиксированную ренту, служащие государственного сектора (бюд­жетники), доходы которых определяются фиксированной тарифной сет­кой, а также семьи, живущие на фиксированные доходы по социальному обеспечению. От роста цен страдают наёмные работники нерентабельных отраслей, где нет возможности поднять зарплату.

От инфляции несут потери владельцы сбережений. Инфляция перераспределяет доходы между теми, кто даёт деньги в долг (проигрывают, т.к. деньги обесцениваются), и теми, кто берет их в долг.

Люди, живущие на нефиксированные доходы, мо­гут выиграть от инфляции. Это прежде всего работники рентабельных предприятий, а также управляющие, акционеры и другие получатели прибыли. Выигрывает в определённой мере и государство. Оно может получать своеобразный инфляционный налог (находящаяся в обращении валюта обесценивается, снижается ее покупательная способность, она как бы частично изымается из обращения). Кроме того, государство выигрывает и как должник от обесценения долга.

  Кредит. Структура кредитной системы Кредит [kredo] - доверяю. Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме, предоставляемый в ссуду его собственниками на определенный срок на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Кредит - это движение стоимости на условиях возвратности, срочности, платности. Важные источники ссудного капитала: 1. Денежные средства предпринимателей-"производственников", предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости по частям на создаваемые товары в виде амортизации; 2. Часть оборотного капитала в производстве, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением во времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства; 3. Капитал, временно свободный в промежутках между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплаты заработной платы; 4. Предназначенная для капитализации стоимость, накапливаемая при расширенном воспроизводстве до определенной величины, зависящей от масштабов предприятий и их технического уровня; 5. Денежные доходы и сбережения частных лиц, включая все слои населения. 6. Важным источником ссудного капитала являются денежные накопления государства, различных централизованно формируемых фондов (резервные, социальные, пенсионные). Кредитные деньги - это бумажные знаки стоимости, возникшие взамен золота на основе кредита. Виды кредитных денег: вексель, банкноты и чек. Депозитные деньги - система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса суммы с одного счета на другой. Формы кредита: 1. Коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита служит вексель. Простой вексель - вексельное обязательство, выдаваемое заемщиком на имя кредитора, с указанием места и времени выдачи долгового обязательства, суммы последнего, места и времени платежа. Переводной вексель (тратта) - письменный приказ одного лица другому об оплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Объект переводного векселя - товарный капитал. Цель коммерческого кредита - ускорить реализацию товаров и заключенной в них прибыли. 2. Банковский кредит - предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд. Объект - денежный капитал. Цель - получение прибыли по ссудам (займам, кредитам). 3. Потребительский кредит - предоставляется частным лицам. Его объектами являются товары длительного пользования (мебель, автомобили, телевизор), разнообразные услуги. 4. Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиками или кредиторами выступают государство и местные органы власти. 5. Международный кредит - движение и функционирование ссудного капитала между странами 6. Ростовщически кредит - часто нелегальный (нет лицензии). Функции кредита: 1. Перераспределительная, при его помощи свободные денежные капиталы и доходы аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование. 2. Эмиссионная (частично замещая наличные деньги кредитными деньгами и ускорение обращения денег). Экономия издержек производства. 3. Контрольная функция - банк жестко контролирует этот кредит. 4. Ускорение НТП. 5.Обслуживание товарооборота. Принципы кредита: 1.Срочность. 2.Возвратность. 3. Платность - цена кредита зависит от спроса на кредит. Ссудный процент. 4. Целевой характер - предполагает конкретное направление использования для получения в будущем прибыли. 5. Обеспечение (например, залог имущества, гарантии). Кредитно-финансовые институты подразделяются на: I) централь­ный банк страны; 2) коммерческие банки; 3) специализированные кре­дитно-финансовые учреждения. Центральный банк страны (ЦБ) выполняет следующие функции: а) эмиссия наличных денег; б) установление нормы резерва для ком­мерческих, банков и хранение этого резерва; в) предоставление ком­мерческим банкам ссуд за определённую плату (учётная ставка ЦБ); г) предоставление кредитов правительству и осуществление операций с государственными ценными бумагами. Центральный банк является органом денежно-кредитного регулирова­ния экономики, объёма и структуры денежной массы в обращении. Он уста­навливает для коммерческих банков различные экономические нормативы. Операции коммерческих банков подразделяются на три группы: пассивные, активные, комиссионные (посреднические).
а а) приём вкладо в (депозитов). Вкладчики предоставляют банку деньги в пользование. С точки зрения банка все эти счета являются долговыми обязательствами и относятся к пассивным операциям. Банк выплачивает своим вкладчикам депозитный процент.
б б) выдача ссуд - активная операция. Кредитные операции можно классифицировать по ряду признаков: в зависимости от обеспечения, по срокам погашения, по характеру погашения, по методу взимания процента, по категориям заёмщиков. Банк получает ссудный или банковский процент.

в) комиссионные операции - банковские услуги. Инкассовые операции, при посредстве которых банк по поручению своего клиента получа­ет деньги по денежным и товарно-расчётным операциям. Аккредитив - это поручение о выплате определённой суммы лицу при выполне­нии указанных в аккредитивном письме условий. Переводные опера­ции заключаются в перечислении внесённых в бани денег получате­лю, находящемуся в другом месте. Доверительные (трастовые) опе­рации для частных лиц: управление имуществом, покупка ценных бу­маг и т.д. Лизинг - приобретение дорогостоящих машин и оборудо­вания и сдача их в аренду. Современный банк выполняет до 100 ви­дов операций и услуг.

Коммерческий банк не может обратить все вклады в ссуды, акции, облигации - часть денег должны быть в наличии. Этот резерв нужен для устойчивости банка. Кроме нормативных резервов, коммерческий банк может иметь избыточные резервы. Эта величина отражает проти­воречивость целей коммерческого банка: прибыльность и устойчивость банка находятся в противоречии. Чем меньше избыточные резервы, тем больше прибыльность банка, но больше риск банкротства.

Система коммерческих банков, связанных между собой корреспон­дентскими счетами, способна создавать "деньги из воздуха" (депо­зитная эмиссия).

Специализированные кредитно-финансовые институты: сберегательные учреждения, страховые организации, пенсионные фон­ды, инвестиционные фонды. Эти институты своими специфическими ме­тодами аккумулируют денежные средства и распределяют их между раз­личными экономическими субъектами.

В России действует двухуровневая кредитная система: Центральный Банк - банковские институты и небанковские кредитные организации.

Финансовый рынок Финансовый рынок - это механизм перераспределения капитала меж­ду кредиторами и заёмщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения. Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и ры­нок капиталов. Рынок капиталов подразделяется на рынок ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источников долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительства, корпораций и банков. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных опе­раций. В свою очередь он делится на учётный, межбанковский и валют­ный рынки. К учётному рынку относят тот, на котором основным инстру­ментом являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды крат­косрочных ценных бумаг. Межбанковский рынок - это рынок, где временно свободные денежные ресурсы привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно на короткие сроки. Валютный рынок обслуживает международный платёжный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Номинальный валютный курс - соотношение, в котором обмениваются национальные валюты двух стран. Теория паритета покупательной способ­ности (ППС) - концепция валютных курсов, согласно которой единица лю­бой данной валюты должна позволять приобрести одинаковое количество товаров во всех странах. Отклонение от паритета покупательной способ­ности может происходить из-за того, что не все товары и услуги могут быть заменены иностранными. В 1996 г. соотношение валютного курса в долл. США к ППС (ППС=1) составляло: Россия - 2,32, Германия - 0,74, Франция - 0,77, Украина - 3,81, Финляндия - 0,78.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: