РЦБ является составной частью финансового рынка.
На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д. Различают первичный рынок - продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и вторичный рынок - продажи уже обращающихся бумаг.
Фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означала в то время не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг, является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому (по сравнению с банковскими кредитами) капиталу.
Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население, личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом жилье).
Основными участниками РЦБ являются фондовые биржи и инвестиционные фонды.
Ценной бумагой (ЦБ) является документ установленной формы и обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
ЦБ - это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной формы, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке и приносить доход.
ЦБ - это такая форма фиксации денежных отношений между участниками рынка, которая сама является объектом этих отношений, т.е. заключение сделки или какого-либо соглашения между его участниками состоит в передаче, или купле-продаже ЦБ в обмен на деньги или товар.
ЦБ - представитель капитала, является фиктивным капиталом.
Виды ЦБ
По способу получения дохода ЦБ делят на долевые (акции) и долговые.
Выделяют три основных вида ценных бумаг: акции, облигации, с мешанные формы.
I) Акции подразделяются на обычные и привилегированные. Обычные акции - это акции, владельцы которых участвуют в собрании акционеров. Привилегированные - обеспечивают владельцам, как правило, предварительно установленный дивиденд, который выплачивается в первую очередь, но не даёт права владельцам участвовать в собрании акционеров.
Акции, как и другие ценные бумаги, продаются по курсу, который складывается на рынке под воздействием спроса и предложения. Значительную роль в этом играет дивиденд и банковская ставка процента (депозитный процент):
Курс акции = дивиденд/ ставку процента
2) Облигации - долговые обязательства. Они выпускаются акционерными обществами и государством. Покупатель-владелец облигации получает доход в виде процента. Процент фиксирован, он выплачивается в установленные сроки и в течение определённого времени. Исходя из срока займа, облигации делятся на краткосрочные (до I года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Если рыночная цена облигации выше номинала, то говорят, что облигация продаётся с премией, если ниже - с дисконтом.
Вексель - необеспеченное обязательство должника выплатить в назначенный срок долг и процент по нему.
Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства правительства. Они отличаются по датам выпуска, срокам погашения, по размерам процентной ставки. В настоящее время в России имеют хождение следующие их виды: государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), золотые сертификаты, казначейские обязательства, а также муниципальные облигации (МО).
3) Смешанные формы связаны с функционированием биржи. Цель их выпуска - извлечение прибыли из колебания цен соответствующего биржевого актива. Эти бумаги относятся к соглашениям о будущей покупке, при этом цена на покупку фиксируется в день заключения контракта. Опцион даёт право (но не обязательство) купить биржевой актив по установленной цене в установленный срок. Фьючерс даёт право и обязательство по истечению определённого срока продать (или купить) определённее количество биржевого актива по обозначенной цене.
РЦБ складывается из первичного и вторичного рынков. На первичном осуществляется эмиссия ценных бумаг, здесь покупаются и продаются бумаги новых выпусков, на вторичном - обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Первичный рынок существует в основном в виде сети финансовых брокеров и дилеров, вторичный рынок - это, как правило, фондовые биржи, и та часть брокерской и дилерской сети, через которую проходят операции по перепродаже ценных бумаг. Вторичный рынок является обязательным условием для существования первичного рынка, ибо он обеспечивает ликвидность ценных бумаг.
Ценные бумаги имеют следующие характеристики:
а) ликвидность. При определении степени ликвидности обычно учитывают, во-первых, время, за которое можно превратить ЦБ в деньги, во-вторых, затраты, связанные с таким превращением;
б) риск. Различают два вида риска. Риск невыполнения платёжных обязательств заёмщиков и риск, вызванный колебаниями курсовой цены;
в) доходность. Доходность обычно определяется в виде годового процента от вложений в ЦБ суммы денег. Все три характеристики тесно взаимосвязаны. Чем больший риск несут ценные бумаги, тем, как правило, больше их доходность, так как инвесторы согласны вложить деньги только под высокий процент. Но чем более ликвидны ЦБ, тем при известном риске под меньший процент их согласны приобретать.
О состоянии дел на ФБ судят не по изменению курсов отдельных бумаг, а по изменению биржевых индексов. Биржевые индексы - обобщённая, количественная характеристика курсов ценных бумаг. Наиболее распространённый индекс Доу-Джонса, представляющий собой средний курс акций 30 промышленных, 20 транспортных и 15 компаний коммунального хозяйства. Японский аналог индекс "Никкей" (225 крупнейших компаний), германский - Дакс и другие.
Основные направления денежно-кредитной политики
Спрос на деньги складывается из двух составляющих:
а) спрос на деньги для сделок. Люди и хозяйствующие субъекты нуждаются в деньгах как в средстве обращения, то есть в удобном способе заключения сделок по приобретению товаров и услуг;
б) спрос на деньги со стороны активов. Собственники могут держать свои финансовые активы в различных формах - например, в виде акций корпораций, частных или государственных облигаций или же в деньгах. Преимущество держания активов в деньгах заключается в их высокой ликвидности, недостаток то, что они не приносят дохода. Для получения дохода экономические субъекты формируют свой инвестиционный (финансовый) портфель. Доход обычно востребуется в денежной форме, кроме того, для операций с портфелем требуются значительные объемы ликвидных активов. В зависимости от того, как меняется ставка процента, меняется доходность различных активов, осуществляется управление инвестиционным портфелем.
Предложение денег обеспечивается в первую очередь центральным банком.
Уменьшение предложения денег приведёт к росту ставки процента, увеличение предложения денег приведёт к снижению ставки процента. Проводя определённую денежно-кредитную политику, государство вместе с центральным банком может оказывать существенное воздействие на многие экономические процессы. Во время экономического спада для поощрения расходов ЦБ увеличивает денежное предложение, а во время инфляции, наоборот ограничивает предложение денег. Основными инструментами являются: I) операции на открытом рынке; 2) уменьшение резервной нормы; 3) изменение учётной ставки. Операции на открытом рынке - покупка и продажа государственных облигаций коммерческим банкам и населению. Среди этих трех инструментов наиболее важным в развитых странах являются операции на открытом рынке.
Кредитно-денежная политика- противостояние проблемам.
Проблема: безработица и спад
ЦБ покупает облигации, понижает учетную ставку и норму резерва. Денежное предложение возрастает, процентная ставка падает, инвестиции возрастают, реальный ВВП растёт, занятость увеличивается
Проблема: инфляция
ЦБ продает облигации, повышает учетную ставку и норму резерва, денежное предложение сокращается, процентная ставка увеличивается, инфляция уменьшается
Кроме этого существует ещё дополнительное селективное регулирование: контроль по отдельным видам кредитов, регулирование риска и ликвидности банковских операций, политические заявления, призывы и т.д.
Существуют разногласия между кейнсианцами и неоклассиками по поводу приоритетов кредитно-денежной политики.
Монетаристы считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное производство и занятость, а приводит лишь к изменению цен. Они видят в денежном предложении единственный важнейший фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Монетарное правило: ЦБ должен стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения. Денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и рост ВНП.
Сторонники концепций рациональных ожиданий считают, что экономические субъекты сами выберут правильное решение. Поэтому правительству следует отказаться от конъюктурной антициклической политики, а больше уделять внимание созданию стабильных правил деловой жизни.
| |