Рынок ценных бумаг. РЦБ является составной частью финансового рынка. На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги ценные бумаги в виде

РЦБ является составной частью финансового рынка. На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д. Различают первичный рынок - продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и вторичный рынок - продажи уже обращающихся бумаг. Фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означала в то время не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду. Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг, является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому (по сравнению с банковскими кредитами) капиталу. Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население, личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом жилье). Основными участниками РЦБ являются фондовые биржи и инвестиционные фонды. Ценной бумагой (ЦБ) является документ установленной формы и обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. ЦБ - это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной формы, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке и приносить доход. ЦБ - это такая форма фиксации денежных отношений между участниками рынка, которая сама является объектом этих отношений, т.е. заключение сделки или какого-либо соглашения между его участниками состоит в передаче, или купле-продаже ЦБ в обмен на деньги или товар. ЦБ - представитель капитала, является фиктивным капиталом. Виды ЦБ По способу получения дохода ЦБ делят на долевые (акции) и долговые. Выделяют три ос­новных вида ценных бумаг: акции, облигации, с мешанные формы. I) Акции подразделяются на обычные и привилегированные. Обычные акции - это акции, владельцы которых участвуют в собрании акционеров. Привилегированные - обеспечивают владельцам, как правило, предвари­тельно установленный дивиденд, который выплачивается в первую оче­редь, но не даёт права владельцам участвовать в собрании акционеров. Акции, как и другие ценные бумаги, продаются по курсу, кото­рый складывается на рынке под воздействием спроса и предложения. Значительную роль в этом играет дивиденд и банковская ставка про­цента (депозитный процент): Курс акции = дивиденд/ ставку процента 2) Облигации - долговые обязательства. Они выпускаются акцио­нерными обществами и государством. Покупатель-владелец облигации получает до­ход в виде процента. Процент фиксирован, он выплачивается в уста­новленные сроки и в течение определённого времени. Исходя из срока займа, облигации делятся на краткосрочные (до I года), среднесроч­ные (1-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Если рыночная цена об­лигации выше номинала, то говорят, что облигация продаётся с пре­мией, если ниже - с дисконтом. Вексель - необеспеченное обязательство должника выплатить в назначенный срок долг и процент по нему. Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства пра­вительства. Они отличаются по датам выпуска, срокам погашения, по размерам процентной ставки. В настоящее время в России имеют хож­дение следующие их виды: государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государствен­ного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), золотые сертификаты, казначейские обязательства, а так­же муниципальные облигации (МО). 3) Смешанные формы связаны с функционированием биржи. Цель их выпуска - извлечение прибыли из колебания цен соответствующего бирже­вого актива. Эти бумаги относятся к соглашениям о будущей покупке, при этом цена на покупку фиксируется в день заключения контракта. Опцион даёт право (но не обязательство) купить биржевой актив по установ­ленной цене в установленный срок. Фьючерс даёт право и обязательство по истечению определённого срока продать (или купить) определённее количество биржевого актива по обозначенной цене. РЦБ складывается из первичного и вторичного рынков. На первичном осуществляется эмиссия ценных бумаг, здесь покупаются и продаются бу­маги новых выпусков, на вторичном - обращаются ранее выпущенные цен­ные бумаги. Первичный рынок существует в основном в виде сети финансовых брокеров и дилеров, вторичный рынок - это, как прави­ло, фондовые биржи, и та часть брокерской и дилерской сети, через которую проходят операции по перепродаже ценных бумаг. Вторичный ры­нок является обязательным условием для существования первичного рын­ка, ибо он обеспечивает ликвидность ценных бумаг. Ценные бумаги имеют следующие характеристики: а) ликвидность. При определении степени ликвидности обычно учитывают, во-первых, время, за которое можно превратить ЦБ в деньги, во-вторых, затраты, связан­ные с таким превращением; б) риск. Различают два вида риска. Риск невыполнения платёжных обязательств заёмщиков и риск, вызванный коле­баниями курсовой цены; в) доходность. Доходность обычно определяется в виде годового процента от вложений в ЦБ суммы денег. Все три харак­теристики тесно взаимосвязаны. Чем больший риск несут ценные бумаги, тем, как правило, больше их доходность, так как инвесторы согласны вло­жить деньги только под высокий процент. Но чем более ликвидны ЦБ, тем при известном риске под меньший процент их согласны приобретать. О состоянии дел на ФБ судят не по изменению курсов отдельных бумаг, а по изменению биржевых индексов. Биржевые индексы - обобщён­ная, количественная характеристика курсов ценных бумаг. Наиболее рас­пространённый индекс Доу-Джонса, представляющий собой средний курс акций 30 промышленных, 20 транспортных и 15 компаний коммунального хозяйства. Японский аналог индекс "Никкей" (225 крупнейших компа­ний), германский - Дакс и другие.
Основные направления денежно-кредитной политики Спрос на деньги складывается из двух составляющих: а) спрос на день­ги для сделок. Люди и хозяйствующие субъекты нуждаются в деньгах как в средстве обращения, то есть в удобном способе заключения сделок по приобретению товаров и услуг; б) спрос на день­ги со стороны активов. Собственники могут держать свои финансовые активы в различных формах - например, в виде акций корпораций, частных или государственных облигаций или же в деньгах. Преимущество держания активов в деньгах заключается в их высокой ликвидности, недостаток то, что они не приносят дохода. Для получения дохода экономические субъекты формируют свой инвестиционный (финансовый) портфель. Доход обычно востребуется в денежной форме, кроме того, для операций с портфелем требуются значительные объемы ликвидных активов. В зависимости от того, как ме­няется ставка процента, меняется доходность различных активов, осу­ществляется управление инвестиционным портфелем. Предложение денег обеспечивается в первую очередь центральным банком. Уменьшение предложения денег приведёт к росту ставки процента, увеличение предложения денег приведёт к снижению ставки процента. Проводя определённую денежно-кредитную политику, государство вместе с центральным банком может оказывать существенное воздействие на многие экономические про­цессы. Во время экономического спада для поощрения расходов ЦБ уве­личивает денежное предложение, а во время инфляции, наоборот ограни­чивает предложение денег. Основными инструментами являются: I) опе­рации на открытом рынке; 2) уменьшение резервной нормы; 3) изменение учётной ставки. Операции на открытом рынке - покупка и продажа государственных облигаций коммерческим банкам и населению. Среди этих трех инструментов наиболее важным в развитых странах являются опе­рации на открытом рынке. Кредитно-денежная политика- противостояние проблемам. Проблема: безработица и спад ЦБ покупает облигации, понижает учетную ставку и норму резерва. Денежное предложение возрастает, процентная ставка падает, инвестиции возрастают, реальный ВВП растёт, занятость увеличивается Проблема: инфляция ЦБ продает облигации, повышает учетную ставку и норму резерва, денежное предложение сокращается, процентная ставка увеличивается, инфляция уменьшается Кроме этого существует ещё дополнительное селективное регулиро­вание: контроль по отдельным видам кредитов, регулирование риска и ликвидности банковских операций, политические заявления, призывы и т.д. Существуют разногласия между кейнсианцами и неоклассиками по поводу приоритетов кредитно-денежной политики. Монетаристы считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное производство и занятость, а приводит лишь к изменению цен. Они видят в денежном предложении единственный важнейший фактор, оп­ределяющий уровень производства, занятости и цен. Монетарное правило: ЦБ должен стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения. Денежное предложение должно рас­ширяться ежегодно в том же темпе, что и рост ВНП. Сторонники концепций рациональных ожиданий считают, что эконо­мические субъекты сами выберут правильное решение. Поэтому прави­тельству следует отказаться от конъюктурной антициклической полити­ки, а больше уделять внимание созданию стабильных правил деловой жизни.
   
Налоговая система и ее функции Налог - принудительная выплата государству домохозяйствами и фирмами части дохода или стоимости имущества в денежной форме, в обмен на что плательщики непосредственно не получают товары или услуги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему. К элементам налога относятся: субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог; носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог; объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог; ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога. Прямой налог - сбор в пользу государства в зависимости от доходов и стоимости имущества. Косвенный налог - сбор в пользу государства при осуществлении определённых действий. Налоги выполняют три важнейшие функции: 1) обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная). 2) изменение соотношения между доходами разных групп (социальная). 3) государственное регулирование экономики (регулирующая). Распределение налогового бремени в рыночной экономике: а) принцип полученных благ: те, кто получает больше выгод от государственных программ, должны больше платить; б) принцип платёжеспособности: тяжесть налогового бремени поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Основные налоги: I) Индивидуальный подоходный налог. Платежи осуществляются в течении года, но окончательный расчёт делается в конце года. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах: Канада - 29%, США - 39%, Великобритания - 40%, Япония - 50%, Италия - 51%, Германия - 53%, Франция - 57%, Швеция - 72%. В России введена единая ставка 13%. 2) Налог на прибыль. В мировой практике типична ставка 30-35%. В России в 1994 г. была установлена ставка 35%, сейчас 20%. 3) Социальные взносы (налоги). Взносы на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работниками, частично их работодателями. В России предприниматели выплачивают в пенсионный фонд - 22% от фонда заработной платы, в фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%. Эти выплаты включаются в издержки фирм. 4) Поимущественные налоги. Налогами облагаются в основном недвижимость, земля и строения. Роль налога на имущество - стимулироватьэффективное использование имеющихся активов, чтобы фирмы своевременно освобождались от ненужного имущества, а граждане не накапливали земельные участки, дома и квартиры для спекуляции ими. Налог на имущество в России для фирм - 2,2% от среднегодовой стоимости, для физических лиц 0,1% от инвентаризационной стоимости. Потоварные налоги. НДС - представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется в %% от разницы между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат. Акциз - платеж, взимаемый при покупке некоторых товаров и услуг, по которым формируется сверхприбыль за счет стабильно высокого спроса и устанавливаемый обычно в процентах к цене. Таможенные пошлины - с операций по экспорту и импорту. В России существует так называемая трёхканальная фискальная система: 1. Федеральные налоги 2. Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей 3. Местные налоги. Размер налоговых ставок и сумм собранных налогов связаны определённой зависимостью. Повышение налоговых ставок только до определённого момента может вести к росту суммы собранных налогов. Повышение налоговых ставок сверх определённого уровня может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений даже уменьшится. Зависимость налоговых поступлений от ставок налогов выражена в "кривой Лаффера". Обосновывая предложения по снижению налоговых ставок, авторы теории предложения на так называемый эффект Лаффера и его графическое выражение в виде кривой. Кривая и эффект Лаффера получили свое наименование по имени американского экономиста, обосновавшего идею о специфической за­висимости между величиной налоговых ставок и размерами налого­вых поступлений. Налоговые ставки При разных налоговых ставках (высоких Хb) и низких а) объем налоговых поступлений и доходов бюджета (Xab) может быть одинаковым. В таком случае целесообразнее отказаться от чрез­мерно высоких ставок и перейти на более низкие. Это усилит сти­мулирование и в перспективе расширит налоговую базу. Можно предположить, что через некоторое время потери налогов будут возмещены. Таково теоретическое обоснование, согласно которому желательно устанавливать налоговые ставки на уровне Хa,, а не Хb,, т.е. на более низком уровне. Существо рассмотренной на графике взаимосвязи ставок и поступ­лений налогов может быть выражено в виде двух основных положений: – снижение налоговых ставок обладает стимулирующим воздей­ствием на производство; – хотя уменьшение налоговых ставок приведет к сокращению объе­ма бюджетных доходов, это сокращение носит временный характер. Кривая Лаффера демонстрирует стимулирующий эффект сниже­ния налогов. Уменьшение налогового бремени ведет к увеличению сбережений, к росту инвестиций и занятости. В итоге произойдет рост производства и доходов, вследствие чего увеличится объем налоговых поступлений в бюджет. Основные направления совершенствования налоговой системы в России: - обеспечение стабильности налоговых ставок; - максимальное упрощение налоговой системы, изъятие инструкций, имеющих неоднозначное толкование; - ослабление налогового пресса путём снижения налоговых ставок; - оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов; - усиление роли имущественных налогов; - приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов; - максимальный учёт реальных издержек хозяйствующих субъектов.
Государственный бюджет и его структура Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс. В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: - федеральный бюджет - бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) - бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) Согласно статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.
Платежный баланс страны ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС представляет собой систематизированную оценку экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанных с получением и платежами денежных средств. Основными операциями прихода средств являются поступления от экспорта товаров, услуг, доходы от зарубежных инвестиций и приобретение зарубежными фирмами внутренних активов страны, а основными операциями платежей - оплата импорта товаров, услуг, выплаты доходов по зарубежным инвестициям в данную страну и приобретение резидентами иностранных активов. Платежный баланс составляется за конкретный период - год, квартал, месяц. Под резидентами понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность в данной стране. Информация, содержащаяся в платежном балансе, используется для оценки кредитоспособности страны, прогнозирования воздействия внешнеэкономических связей на валютный рынок и валютный курс, их регулирования, оценки состояния экономики страны, прогнозирования возможной экономической, фискальной и монетарной политики, расчетов валового внутреннего продукта и др. Развитие международных финансовых отношений н международных сопоставлений потребовало унификации методов составления платежных балансов в различных странах и согласования их с системой национальных счетов. Последние рекомендации по составлению платежного баланса опубликованы Международным валютным фондом в 1993 г. При составлении платежного баланса используется принятый в бухгалтерском учете принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счета, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счет, они отражаются со знаком плюс. Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком минус. В платежном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, т. е. по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями. Платежные балансы принято составлять в национальной валюте соответствующих стран, с пересчетом данных по рыночным валютным курсам, складывающимся на дату совершения операций. Если национальная валюта неустойчива, платежный баланс может составляться в твердой валюте какой-либо страны. В балансе выделяются два раздела - счета: «счет текущих операций» и «счет операций с капиталом и финансовыми инструментами». Под текущими операциями понимаются операции с товарами, услугами и доходами. Баланс операций с капиталом и финансовыми инструментами характеризует операции, связанные с инвестиционной деятельностью. Сальдо по итогу текущих операций и сальдо по итогу операций с капиталом и финансовыми активами должны быть равны между собой по абсолютной величине и иметь противоположные знаки. Дефицит платежного баланса по текущим операциям означает, что страна расходует на приобретение товаров, услуг и на другие текущие операции больше иностранной валюты, чем получает от их продажи. Он финансируется за счет продажи нерезидентам активов и за счет внешних займов. При ограниченных активах и трудностях в получении займов страны с устойчивым дефицитом текущего платежного баланса вынуждены сокращать импорт и увеличивать экспорт. Положительное сальдо текущего баланса означает прирост чистых зарубежных активов. Общий платежный баланс страны является положительным в случае, если баланс текущих операций в сумме с балансом операций с капиталом и финансовыми инструментами образует положительное сальдо. Это ведет к притоку иностранной валюты в страну и увеличению валютных запасов. В случае отрицательного сальдо имеет место дефицит платежного баланса и национальный банк страны вынужден сокращать резервы иностранной валюты. Страна не может в течение длительного времени тратить на приобретение иностранных товаров, услуг и активов больше средств, чем получено выручки от реализации собственных товаров, услуг и активов. Поэтому сальдо платежного баланса является не только важнейшим аналитическим, но и политическим понятием.
Основными направлениями экономической политики государства 1. К основными направлениям экономической политики, которые определяются государством, можно отнести: - структурно-отраслевая политика, направленная на осуществление государством изменений в структуре хозяйства, усовершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, стимулирование развития областей, которые определяют научно-технический прогресс, обеспечивают конкурентоспособность продукции и рост уровня жизни населения. Составляющими этой политики являются промышленная, аграрная, строительная и другие сферы экономической политики, относительно которых государство осуществляет тот или иной комплекс стимулирующих мероприятий; - инвестиционная политика, направленная на создание хозяйствующим субъектам необходимых условий для привлечения и концентрации средств на нужды расширенного воспроизводства, преимущественно в областях, развитие которых определено как приоритеты структурно-отраслевой политики, а также обеспечение эффективного контроля; - амортизационная политика для обеспечения процесса простого воспроизведения основных производственных и непроизводственных фондов преимущественно на качественно новой технико-технологической основе; - политика институционных преобразований, направленная на формирование рациональной многоукладной экономической системы путем разгосударствления экономики, обеспечения развития разных форм собственности, на государственную поддержку и защиту всех форм эффективного хозяйствования и ликвидацию любых противозаконных экономических структур; - ценовая политика, направленная на обеспечения эквивалентности в процессе реализации национального продукта, соблюдение необходимой паритетности цен между областями и видами хозяйственной деятельности, а также обеспечение стабильности оптовых и розничных цен; - антимонопольно-конкурентная политика, направленная на создание оптимальной конкурентной среды, недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, прежде всего в сфере монопольного ценообразования и за счет снижения качества продукции, услуг; - бюджетная политика, направленная на повышение эффективности государственных инвестиций в народное хозяйство, согласование общегосударственных и местных интересов в сфере межбюджетных отношений, регулирование государственного долга и обеспечение социальной справедливости при перераспределении национального дохода; - налоговая политика, направленная на обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования, соблюдение принципа социальной справедливости; - денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение народного хозяйства экономически необходимым объемом денежной массы, достижение эффективного наличного обращения, привлечение средств субъектов хозяйствования и население на нужды функционирования и развития экономики; - валютная политика, направленная на установление и поддержание паритетного курса национальной валюты относительно иностранных валют, стимулирование роста валютных резервов и их эффективное использование; - внешнеэкономическая политика, направленная на защиту национального рынка и отечественного товаропроизводителя. 2. Государство осуществляет экологическую политику по рациональному использованию и полноценному воспроизведению природных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности населения. 3. В социально-экономической сфере государство осуществляет политику защиты прав потребителей, обеспечения занятости, социальной защиты и социального обеспечения, повышения заработной платы и доходов населения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: