Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Графические конструкции текста




Графические конструкции текста облегчают его восприятие, подчеркивая и выявляя средствами графики характер литературного материала. Иногда у прозаиков и поэтов своеобразная компоновка текста подчеркивает изменение ритма в тех или иных отрывках.


Рис. 4. Стихотворение «Треугольник» В.Брюсова.

В некоторых случаях композиционное построение текста выполняет в художественном произведении особые изобразительные функции. Таковы, например, известные с глубокой древности «стихи-игрушки», графически изображающие воспеваемый предмет — вазу, пирамиду и т.д. Прием фигурного текста применялся и позже. Например, на рис. 4 изображено стихотворение «Треугольник» В.Брюсова (для сохранения формы треугольника стихотворение печатается в старой орфографии).

Рис. 5. Построение текста у Шарля Нодье.

Приемом предметного построения является и компоновка отдельных произведений у романтиков XIX века. Так, у Шарля Нодье слова героя о вывернутом наизнанку чулке переданы перевернутыми строками. У этого же автора мы находим следующее построение (рис. 5).


Рис. 6. Графическое изображение значения слова

В целом ряде объектов оформления (чаще в акцидентных формах, а не в тексте) мы и в настоящее время встречаем попытки графически передать буквальное значение слова (рис. 6).

Такие приемы очень нарочиты и редко производят желаемое впечатление. Пользоваться ими следует чрезвычайно осторожно. Однако в отдельных случаях тактично и продуманно поданный изобразительный набор может дать положительные результаты.

Определение количества вертикалей в наборе и их положения — весьма важный момент оформления. Число вертикалей должно быть по возможности ограничено, так как иначе набор приобретает беспокойный характер. Существенное значение имеют вертикали в акцидентном наборе, в частности в титульных элементах.

Рассматривая композиционное построение акцидентных форм, можно отметить две основные схемы: симметричную (центральную) композицию и асимметричную (эксцентричную) композицию.

При симметричной композиции вертикальная ось, проведенная через середину полосы, разобьет набор на две части, которые точно совпадут одна с другой, если сложить лист по этой оси. При асимметричной композиции может быть или одна вертикальная ось, не проходящая посередине полосы, или же несколько осей.

Как уже говорилось, воздействие на зрителя симметричной и асимметричной композиций различно. В полиграфической практике симметричная композиция дает очень устойчивую и гармоничную форму, которая, однако, ограничивает возможности расположения отдельных строк по вертикали. Эта композиционная схема является классической — на ее основе оформляют подавляющее большинство книг начиная с XV века и по настоящее время.




Асимметричная композиция приобрела господствующее значение у конструктивистов, выдвинувших асимметричную верстку в числе основных принципов оформления. По утверждению одного из теоретиков конструктивизма, «несимметричность есть ритмическое выражение функциональной (действенной) формы. Этим объясняется превалирующее значение несимметричности в новом оформлении. Наряду со своей высокой логикой несимметричная форма имеет также то преимущество, что весь ее внешний вид оптически значительно более действенен (динамичен), чем в симметричной форме. Одним из важных моментов при этом является также беглость, движимость несимметричной формы, вполне отвечающая нашему собственному движению и движению современной жизни».

Не стоит возводить симметричную или асимметричную форму в принцип, единственный и универсальный: симметричная и асимметричная формы одинаково приемлемы. Применение той или иной формы определяется содержанием книги и видом издания по целевому назначению. Например, научная книга специального характера чаще требует более строгой, симметричной формы, в то время как беллетристическая или научно-популярная книга подчас прибегает (но совсем не обязательно) к асимметричному формату. В каждом отдельном случае оформитель должен выбрать наиболее целесообразное решение.





Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 981; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10702 - | 7356 - или читать все...

Читайте также:

 

18.207.238.169 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.