Формирование религиозного самосознания Западной Европы

Во времена феодаль­ной раздробленности в Европе церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крес­тьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения. Это позволило римским папам довести борьбу за верховную власть в Европе. В XI в. папа Григорий VI провел важные церковные реформы, способствовавшие централизации и укреплению могущества церкви: был введен обет безбрачия (целибата) для всех священников, выбирать нового папу теперь долж­ны были кардиналы — высшие после папы священнослужи­тели, что должно было исключить вмешательство светских правителей в дела церкви. Самым могущественным из римских пап был Иннокен­тий Ш (1198—1216 гг.). Если его предшественники называ­ли себя преемниками св. Петра то Иннокентий III провозгласил себя «заместителем Христа, наместником Бога на земле». Стремление пап к абсолютной светс­кой власти над Европой приводило к столкновениям с хри­стианской церковью в Византии, которая зависела от влас­ти византийского императора и также претендовала на пер­венство в христианском мире. Периодические конфликты между церквами привели к тому, что в 1054 г. римский папа и константинопольский патриарх прокляли друг дру­га. Так завершилась давняя борьба за верховенство в хрис­тианской церкви. Произошло разделение церкви на запад­ную — католическую (что значит «всемирная») и восточ­ную — православную (т. е. «правильно славящую Бога»). Это деление сохраняется и в наши дни.

.Могущество пап и католической церкви в XIXIII вв. проявилось в организации завоева­тельных походов на Восток, прежде всего, в Святую Зем­лю. Так христиане называют Палестину, где, согласно Еван­гелиям, был распят и воскрес Иисус Христос. Главной предпосылкой крестовых походов явилось стремление рим­ских пап распространить свою власть на новые страны. В 1095 г. папа Урбан II призвал освободить от неверных Иерусалим, обещая всем участникам похода богатую до­бычу, отпущение грехов, а павшим в бою — райское бла­женство. Эти люди стали нашивать на одежду кресты из материи в знак того, что они отправляются в Святую Землю. Отсюда при­нятое историками наименование походов на Восток — кре­стовые походы. Первыми в Святую Землю двинулись от­ряды крестьян (так называемый «поход бедноты»). По пути они грабили поселения, считая, что все это — Божье и принадлежит им. Вопреки совету византийского импера­тора, который предлагал дождаться основных сил, состо­явших из хорошо вооруженных рыцарей, они переправи­лись в Малую Азию, где почти все были уничтожены турка­ми-сельджуками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: