double arrow

Основные проблемы психологии и способы их решения в истории психологии

Психофизическая

Психофизиологическая

Психогностическая

Психопраксическая

Психобиологическая

Психосоциальная

Биосоциальная

Б азовая проблема: вторичность объекта исследования в психологии (выводы о психике делаются лишь на основании тех или иных форм её проявления).

Проблема локализации души.

1. Алкмеон предлагал мозгоцентрическую теорию психики.

2. Эмпедокл считал, что душа – это кровь.

3. Аристотель, полагал, что душа находится в сердце, ибо мозг не обладает болевой чувствительностью.

4. Платон, Демокрит придерживались полицентрической теории: разумная часть души в голове, чувства и эмоции - в сердце, страсти - в печени.

5. Декарт возвращается к мозгоцентрической теории. Но думает, что мозг - лишь вместилище души. Душа работает совершенно независимо от мозга.

6. Сеченов, Бехтерев, Павлов исповедовали принцип нервизма.

7. Веккер: всё тело психично, носитель психики – и мозг, и нервы, и кожа и мышцы.

8. Эзотерики и оккультисты: психика может помещаться и за пределами физического тела. Есть астральные, ментальные и другие поля. Это отказ от принципа нервизма. И Гроф «За пределами мозга», и Юнг с его коллективным бессознательным, и В. Райх не отрицают такой возможности.

Психофизическая проблема. Проблема соотношения психического и физического (телесного). Два вопроса: а) отношение психики к внешнему миру и б) отношение психики к телесному организму

Монизм признаёт существование одного базового начала (материального или духовного) и второго, производного от первого. Материализм – первичность материального.

Идеализм – объективный и субъективный. Объективный постулирует все вещи и явления существующими независимо от людей (Платон). Субъективный считает, что всё многообразие мира смодулировано самим субъектом.

Дуализм допускает независимое и равноправное существование материального и идеального. 2 варианта. 1-й – теория психофизического взаимодействия. Декарт. 2-й вариант представлен в более поздней теории психофизического параллелизма. Спиноза.Лейбниц.Психическое и физическое протекают параллельно и не взаимодействуют друг с другом. Душа и тело – независимые друг от друга сущности. Когда возникает какое-то состояние в одной из них, божество производит изменение состояния в другой.

Психопраксическая проблема (соотношение психики и деятельности). В какой мере различные стороны психики получают воплощение в деятельности? Душа проявляет себя в теле, она есть управляющий, регулирующий механизм. Есть связь между тем, что делается в душе и происходит в теле (концепция рефлекса). Лейбниц: По состоянию тела можно определить состояние в душе. Ухтомский, Павлов, Бехтерев доказывают, что внутренние состояния могут получать один и тот же способ выражения и наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: