И.М.Сеченов и его роль в естественно-научной перестройке психологии

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905).Рефлексы головного мозга» (1863) – в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, т.е. психику можно изучать объективными методами. Центральное нервное торможение. Программа развития психологии как естественнонаучной дисциплины: предмет психологии: рефлекс, психический акт. Триединство психического акта: начало – физическое; центральный момент – работа мозга; окончание – движение. Объективные методы. Изучать психологию должны физиологи.

Окончательным итогом мыслительной деятельности является мышечное движение. При этом Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным. Он просто указывал на сходство в их строении. По классической схеме импульсом, который запускает в ход рефлекс, является физический стимул. По Сеченову начальным звеном рефлекса является не внешний стимул – механический толчок, а раздражитель-сигнал. Действие стимула ограничено возбуждением нервных волокон, а сигнал обращён к организму, который его воспринимает и к внешней среде, свойства которой он различает. Сигнал информирует организм о ситуации, в которой мышцы должны вести себя соответственно. Мышцы (рабочие органы), в свою очередь, обладают чувствительностью: в них есть сенсорные приборы, которые передают в мозг сигналы о результатах и корректируют поведение. Т.обр. модель рефлекторной дуги Сеченов заменяет моделью рефлекторного кольца. Если оно не замкнуто, то действие нарушается.

Сеченовым было сделано и другое открытие – механизма и самого факта центрального нервного торможения. До него считалось, что в головном мозгу есть только один активный нервный процесс – возбуждение (при котором происходит расход нервных клеток). Сеченов экспериментально обнаружил способность головного мозга задерживать рефлексы. Этот процесс он истолковал как нервный механизм психических функций – воли и мышления (сегодня мы различаем условное и безусловное торможение).

Сеченов, по сути, превратил психологию в естественнонаучную дисциплину. Его программа развития психологии стала основой для развития науки в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: