Производительность труда в сфере туризма

Эффективность использования рабочей силы измеряется произво­дительностью труда. В широком смысле производительность труда — это его результативность, предполагающая получение максимума продуктов труда при минимуме трудовых затрат.

Производительность труда — это степень эффективности целесообразной деятельности людей, отражающая способность производить за единицу рабочего време­ни определенный объем потребительных стоимостей.

Уровень производительности труда измеряется двумя способа­ми:

· прямым - выработ­ка продукции и услуг в единицу отработанного времени;

· обратным - выражается количеством рабочего времени, затра­ченного на производство единицы продукции.

Оба показателя уровня производительности труда связаны между собой как обратные величины, то есть чем ниже трудоем­кость изготовления единицы продукции, тем выше производитель­ность труда.

Снижение трудоемкости продукции и услуг может происхо­дить не только за счет технического прогресса, но и вследствие уплотнения рабочего времени, то есть за счет ликвидации непро­изводительных потерь рабочего времени и повышения интенсив­ности труда.

Определение уровня производительности труда работников на основе трудоемкости продукции и услуг не нашло широкого применения в туризме. Этот показатель применяется лишь для расче­та норм выработки и обслуживания.

Производительность труда работников туризма может иметь три показателя:

· производительность труда в стоимостной оценке - это выработка работников туристского предприятия;

· производительность труда в натуральном выражении - показывает, сколько туристов обслуживает один среднеспи­сочный работник туристского предприятия, фирмы;

· комплексный показатель динамики эффективности труда -означает уровень эффективности использования рабочей силы в этой отрас­ли (регионе). Он представляет собой среднегеометрическую вели­чину произведения индексов изменения двух рассмотренных выше показателей, исчисленных за один и тот же период:

Факторы, влияющие на эффективность повышения производительности труда и ис­пользования рабочей силы:

1) Внешние:

· интенсификация отрасли и научно-технический прогресс в
ней;

· оснащение туристских предприятий новейшим оборудовани­ем и автотранспортом;

· создание крупной туристской индустрии;

· мероприятия по подготовке квалифицированных кадров, по­вышению их квалификации.

2) Внутренние:

· совершенствование форм организации производства турист­ского продукта;

· производство новых, более качественных услуг, вызываю­щих интерес у потребителей;

· совершенствование форм и качества обслуживания турис­тов.

На повышение эффективности труда оказывает рост объема (выручки) реализации услуг туризма:

Во-первых, рост объема реализации услуг спо­собствует сокращению перерывов в работе и тем самым повыше­нию интенсивности труда, в результате увеличивается выработка на одного среднесписочного работника.

Во-вторых, влияние объ­ема реализации услуг туризма на выработку одного среднеспи­сочного работника проявляется в том, что численность административного персонала увеличивается более медленными темпами, чем общий рост выручки от реализации услуг туризма. Поэтому в результате относительного уменьшения численности администра­тивного персонала происходит рост производительности труда.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

/. В чем проявляется сущность заработной платы? Какие принципы лежат в основе ее организации?

2. Что является основой механизма регулирования заработной платы?

3. Какие формы оплаты труда применяются в туризме?

4. Из каких основных элементов состоит фонд за­работной платы?

5. Что входит в состав часового, дневного и месяч­ного фонда заработной платы?

6. Какие существуют показатели средней заработ­ной платы? Как они определяются?

7. Как определяется динамика средней заработной платы?

8. Какие показатели производительности труда применяются в туризме?

9. Как определяется взаимосвязь между среднечасовой, среднедневной и среднемесячной производительностью труда?

10. Какие факторы влияют на производительность труда работников туристских предприятий?
Тема 7. Финансы предприятия

7.1. Понятие и функции финансов предприятия. Финансовые отношения и формирование финансовых ресурсов на туристском предприятия

7.2. Налогообложение туристских организаций. Основные методы расчетов в туризме

7.3. Расчет величины выплачиваемого налога предприятиями туризма

1. Понятие и функции финансов предприятия. Финансовые отношения и формирование финансовых ресурсов на туристском предприятия

Финансы туристского предприятия — это совокупность денежных отношений, возникающих при формировании, исполь­зовании и обороте денежных фондов и накоплении предприятия. Задачей туристского предприятия является использование денеж­ных средств на основе эффективного управления в целях осуще­ствления своей деятельности, получения прибыли и обеспечения финансовой устойчивости.

Финансовые отношения — это отношения, возникающие при денежном потоке, обороте денег, непрерывно протекающем во времени. В ходе производственно-обслуживающего процесса ту­ристского предприятия возникают следующие финансовые отно­шения:

1. Турагента с туроператором по расчетам за полученные ту­ристские путевки и по другим платежам.

2. Туристского предприятия с:

· органами жилищно-коммунального хозяйства по оплате аренды и коммунальных услуг;

· муниципальным управлением при выплате арендной платы за земельный участок;

· своими работниками по выплате заработной платы, премий и т. п.;

· банковской системой при получении и погашении кредита и при других банковских операциях;

· бюджетом и налоговыми службами при внесении налогов и других платежей и т. д.

В результате финансовых отношений формируются финан­совые ресурсы предприятия. Важнейшими источниками фор­мирования финансовыхресурсов являются:

· прибыль от всех видов хозяйственной деятельности;

· доходы, полученные от продажи ненужного имущества;

· доходы (дивиденды) по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим туристскому предприятию;

· вклады учредителей в уставный фонд;

· краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы;

· доходы от финансовых операций и прочих поступлений.

Все источники финансовых ресурсов по режиму использова­ния делятся на:

· собственные и приравненные к ним средства;

· заемные средства;

· привлеченные средства.

Собственные финансовые ресурсы — это базовая и основная часть всех финансовых ресурсов предприятия, которая образуется и находится в их распоряжении. Эта' часть называется уставным фондом. Основным источником его пополнения явля­ется прибыль, а также паевые и иные взносы, выпуск и продажа акций. Действующим законодательством установлены минималь­ные размеры уставного фонда.

К собственным средствам приравниваются так называемые ус­тойчивые пассивы. К ним относятся: переходящая задолженность работникам предприятия по зарплате и отчислениям в специаль­ные налоговые фонды, задолженность партнерам и потребителям по полученным авансам, кредиторская задолженность и др.

Заемные финансовые средства — это краткосрочные и долгосрочные кредиты банков, ссуды.

Привлеченные финансовые средства — это средства других предприятий, временно находящиеся в обороте в связи с существующей системой расчетов (задолженность кредиторам, до­ходы будущих периодов и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: