double arrow

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДВИЖЕНИЯ

Нематериальные активы - это объекты интеллектуаль­ного, имущественного, правового и рекламного значения. К ним относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, про­граммное и информационное обеспечение, права и привилегии, торговые марки, фирменные знаки, репутация (имидж) фирмы и т. п.

По характеру применения нематериальные активы схожи с основными средствами - используются длительное время, приносят прибыль и с течением времени теряют свою стои­мость, перенося ее на стоимость готовой продукции (услуг).

Особенностью нематериальных активов является слож­ность определения их реальной стоимости и потребитель­ной стоимости, сроков службы и влияния на получаемую предприятием прибыль. Как правило, стоимость нематери­альных активов включают в уставный капитал. В стоимость нематериальных активов включаются цена их приобрете­ния (обычно рассчитывается на основе мировых цен), рас­ходы на оформление документов, доставку необходимых реквизитов, освоение и ввод в эксплуатацию. Срок службы нематериальных активов, как правило, назначается условно, но не более 10 лет.

Различают следующие формы управления движением не­материальных активов:

• лицензирование;

• франчайзинг;

• инжиниринг;

• эккаунтинг.

Лицензирование, т. е. выдача разрешений на право про-иедения определенного вида предпринимательской деятельности, проводится уполномоченными органами государ­ственной власти (министерствами, ведомствами).

Франчайзинг - система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высо­кий имидж на рынке, передает малоизвестной потребите­лям фирме (франчайзиату) франшизу (лицензию) на дея­тельность по своей технологии и под своим товарным зна­ком. При этом франчайзер получает определенный доход (компенсацию). Основной принцип франчайзинга - сочета­ние ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата.

Инжиниринг- технико-экономические, правовые и про­чие консультационные услуги по созданию предприятий, обоснованию внедрения новых видов оборудования и на­правлений хозяйственно-организационной деятельности. Инжиниринг охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке технико-эконо­мического обоснования бизнес-плана, комплекта проект­ных документов, а также разработке рекомендаций по орга­низации производства и управления, эксплуатации оборудо­вания и реализации готовой продукции (услуг).

Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как по­временная оплата специалистов, оплата фактических услуг и фиксированного вознаграждения, процент от стоимости строительства или внедренческих мероприятий, оплата фактических услуг плюс процент прибыли от эксплуатации.

Эккаунтинг - сфера предпринимательской деятельнос­ти, связанная со сбором, обработкой, классификацией, ана­лизом и оформлением различных видов информации (об­щей и финансовой).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое экономическая эффективность туризма?

2. Какие основные показатели характеризуют эк комическую эффективность на микроуровне?

3. Как определяются общее количество туристов и туродней, мощность конечного фонда, выручка от реализации туристского продукта?

4. Чем отличается понятие основных фондов от материально-технической базы в туризме?

5. Каковы признаки классификации основных фон­дов в туризме?

6. Какими показателями характеризуется движе­ние и состояние основных фондов?

7. Как определяется фондоотдача и фондоемкость?
Тема 6. Трудовые ресурсы

6.1. Персонал предприятия и его структура. Показатели движения и использования трудовых ресурсов

6.2. Организация оплаты труда и производительность труда на предприятии туризма

6.3. Анализ использования трудовых ресурсов на туристском предприятии

Персонал предприятия и его структура.

Показатели движения и использования трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы туристского предприятия — это совокупность работников различных профессионально-квалифи­цированных групп, занятых на туристском предприятии и входя­щих в их списочный состав. Их характеристика определяется ос­новным составом и количественным соотношением отдельных ка­тегорий и групп работников. В силу специфики труда в турист­ских предприятиях заняты работники непромышленного и промышленно-производственного персонала.

По выполняемым функци­ям они подразделяются на:

· руководителей,

· специалистов,

· техниче­ских исполнителей,

· рабочих.

Отнесение работников к той или иной группе определяется общероссийским классификатором за­нятий (ОКЗ).

Профессионально-квалификационная структура кадров в сфе­ре туризма складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Основной контингент заня­тых — это лица, имеющие гуманитарное образование.

При этом работники каждой профессии и специальности раз­личаются уровнем квалификации, то есть степенью овладения ра­ботниками профессией и специальностью, которые отражаются в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Професси­онально-квалификационная структура работников туристского предприятия находит отражение в штатном расписании.

Штатное расписание — это документ, ежегодно утверж­даемый руководителем предприятия, представляющий перечень сгруппированных по отделам и службам должностей специалис­тов с указанием разряда (категории) работ и должностного окла­да. В течение года в случае необходимости в него вносят измене­ния в соответствии с приказом руководителя.

Специфические особенности труда в туризме:

· сравнительно большой удельный вес живого труда, что за­трудняет его нормирование;

· высокая степень воздействия на процесс производства и ре­ализации туристского продукта субъективных факторов как со стороны работников туристского предприятия, фирмы, так и со стороны клиента;

· комплексность производства туристского продукта, который является результатом слаженной работы самостоятельных коллек­тивов, труд которых подчинен одной цели — удовлетворению по­требности клиента;

· наличие производительного и непроизводительного труда.

Особенности труда в туризме предполагают иные подходы в кадровой политике, организации найма, подбора, приема персона­ла, профориентации и адаптации, обучении и управлении деловой карьеры, служебно-профессиональном продвижении и др.

Подбор и расста­новка кадров призваны решить две взаимосвязанные задачи:

· назначение на должности квалифицированных работни­ков;

· нахождение для каждого из них соответствующей его про­фессиональным данным сферы трудовой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: