Задания к самостоятельной работе № 5.Экспериментальное изучение восприятия

I. Конспектирование и краткие доклады (литературный источник 1):

Глава 7. Константность восприятия (выборочно, - по самостоятельному усмотрению).

Глава 8. Предметный характер восприятия (пункты 8.1; 8.2; 8.3; 8.3.1)

Глава 9. Пункт 9.3 и Пункт 9.4.

Глава 10. (Пункт 10.6. Личностный аспект восприятия - подход New Look; Пункт 10. 7. Культурно-исторические детерминанты восприятия).

Литературный источник 1: Общая психология: в 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б. С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприя­тие / А. Н. Гyceв. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2007. ­ 416 с. (в рассылке).

II. Специальная тема: Сенсорная депривация у людей и ее последствия.

Литературный источник 2: Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие. Спб., Питер, 2009 (глава 2, пункт 2).

Ссылка на электронный ресурс: http://bookap.info/razvit/alekseenkova_lichnost_v_usloviyah_psihicheskoy_deprivatsii_uchebnoe_posobie/gl5.shtm

III. Подготовить презентации: Зрительные иллюзии и феномены (ссылка на электронный ресурс): http://www.psy.msu.ru/illusion/ (Обратите внимание на ссылки под таблицей).

1. КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

(англ. perceptual constancy) — относительное постоянство (инвариантность) феноменальных свойствнаблюдаемых предметов (дистального стимула) при сравнительно широком диапазоне изменениясоответствующих характеристик проксимального стимула. Наиболее тщательно изучены 6 видов К. в.зрительных свойств: константности яркости, цвета, размера, скорости движения, формы предмета ипространственного положения (стабильность видимого мира). К. в. обнаружена и в др. модальностях (напр.,независимость восприятия тяжести груза, поднимаемого разными способами — 1 или 2 руками, ногой;инвариантность восприятия громкости звука при изменении удаленности наблюдателя от источника и т. д.).

К. в. — это фундаментальное свойство восприятия, которое имеет жизненно важное значение. Если бы не К.в., то живой организм в своем поведении ориентировался бы на весьма изменчивые характеристикиотображений предметов на рецепторную поверхность (проксимальные признаки), а не на собственныесвойства предметов (дистальные признаки). Напр., как заметил Л. С. Выготский, «животному, котороеопасается хищника, последний должен казаться (когда бы не было константности величины) на расстоянииста шагов уменьшившимся в сто раз». Благодаря К. в. яркости (светлоты) мы видим кусок мела или белыйлист бумаги белым и в солнечный и в пасмурный день и даже при лунном свете, тогда как кусок угля (иличерного бархата) видится в столь разнообразных условиях освещения неизменно черным. Нетрудно, однако,установить, что физическая яркость мела при лунном свете не больше, чем физическая яркость угля всолнечный день. Э. Кассирер, говоря о важности К. в. цвета, приводил след. пример: при нарушении К. в.цвета белый цветок под сенью зеленой листвы видился бы такого же цвета, как и зеленый лист дерева, амоток белых ниток воспринимался бы оранжевым при газовом освещении. Со стабильностью видимого мирамы «встречаемся» буквально на каждом шагу, поскольку во время движений наблюдателя (движений глаз,головы, тела) сетчаточные изображения реально неподвижных объектов проносятся с огромнымискоростями по рецепторной поверхности, однако, по крайней мере, у трезвых и здоровых людей сохраняетсявосприятие неподвижных предметов и своего собственного движения относительно них. Аналогичнаястабильность характерна и для восприятия положения источников звука.

На К. в. обратили внимание еще в период становления физиологической оптики, изучающей свойства глазакак оптического прибора. По-видимому, первым К. в. размера и формы описал Р. Декарт в работе«Диоптрика» (1637). Он же отметил, что К. в. зависит от способности оценивать расстояние и расположениеобъекта в пространстве. О К. в. формы Декарт писал: «оценка формы явно исходит из нашего знания илимнения о расположении частей предметов и не согласуется с изображением в глазу, т. к. в этихизображениях обычно овалы и ромбы, когда на самом деле мы видим круги и квадраты».

На основании приведенных выше примеров легко заметить, что в той мере, в какой обеспечивается К. в.,восприятие можно считать верным, адекватным отражением объектов и их свойств. Поэтому вполнеоправданным является (по крайне мере, для зрения) синоним К. в. — ортоскопичность (т. е. правильноезрение). Такой же смысл несет и предложенное Р. Таулесом (1931) определение К. в. как «феноменальнойрегрессии к реальному объекту».

Один из показателей степени константности (C) предложил Эгон Брунсвик (1929): C = (S — P) / (R — P). Дляясности допустим, что оценивается К. в. размера объекта. В таком случае S — «субъективный(феноменальный) размер» (обычно эту величину испытуемый подбирает с помощью переменного стимула,находящегося на фиксированном расстоянии d от него); P — проекционный размер объекта на том жерасстоянии d; R — реальный размер объекта. Отсутствие К. в. (т. е. аконстантность) будет означать, чтоиспытуемый видит объект в соответствии с его проекционным размером (S = P); тогда C = 0. При полнойконстантности испытуемый видит объект в соответствии с его реальным размером, т. е. устанавливаетвеличину переменного стимула равной R (следовательно, S = R), тогда C = 1.

Первое экспериментальное исследование К. в. (а именно К. в. размера) было проведено в 1889 г. Мартиусомпо поручению В. Вундта. Классические экспериментальные исследования К. в. формы проводились Э.Брунсвиком (1930), Р. Таулессом (1931), К. в. яркости А. Гельбом (1929), Г. Уоллахом (1948), К. в. цвета — Д.Кацем (1911), К. Коффкой (1935), К. в. размера — А. Холуэем и Э. Борингом (1941) и т. д. В результате быливыявлены многочисленные факторы, влияющие на К. в. В частности, для К. в. размера большое значениеимеет правильное восприятие удаленности объекта, которое зависит от многих признаков удаленности (см.Глубинное зрение, Зрительное восприятие); однако следует учитывать, что и видимый (феноменальный)размер является одним из признаков удаленности (см. Монокулярное зрение). При достаточностиперцептивных признаков удаленности знакомость объекта не имеет существенного значения для К. в.размера. Если же нет признаков удаленности и размер объекта неизвестен испытуемому по прошломуопыту, то видимый размер, как и расстояние до него, вообще утрачивают определенность (см. ИллюзияЛуны). Влияние перцептивной оценки удаленности объекта на его видимый размер эффектнодемонстрируется с помощью последовательных образов (см. Закон Эммерта).

Долголетнее изучение развития К. в. в онтогенезе показывает весьма сложную картину. Очевидно, чтоединой закономерности обнаружить не удалось. Напр., К. в. цвета заметно повышается в интервале от 3 до15 лет, тогда как практически полная К. в. размера обнаруживается уже у детей 3 лет. Долгое времясчиталось, что начало формирования К. в. размера и формы приурочено и тесно связано с началомзрительно-моторных актов хватания (т. е. не ранее 5 мес жизни). Однако исследования Т. Бауэра (1966) идр. авторов свидетельствуют о более раннем появлении К. в. размера и формы, что делает вполнеправдоподобной идею существования врожденных механизмов пространственного восприятия и некоторыхвидов К. в. Развитие восприятия человека нельзя однозначно рассматривать как однонаправленный процессот аконстантности к К. в. С возрастом человек приобретает способность по-разному использоватьчувственные данные в зависимости от стоящей перед ним задачи. Для художника как раз м. б. болееполезным аконстантное восприятие (напр., размера, формы, цвета), которое приходится специальноразвивать и упражнять. (Б. М.)

2. 5. Предметный характер восприятия фундаментальное свойство перцептивного образа, тесно связанное со всеми другими феноменальными свойствами и поэтому наиболее универсальное и всеобъемлющее. Оно заключается в том, что мы воспринимаем не набор отдельных сенсорных качеств, а предмет, представленный вне нас, обладающий этими качествами и поэтому реально существующий. Чувство реальности объективно существующего предмета характерная особенность образа восприятия, отличающая его от других видов образов. Мы редко задумываемся над этой характеристикой перцептивного образа, поскольку чувство реальности воспринимаемого предмета редко покидает нас. Мы верим, мы убеждены в том, что представленный в образе предмет реален и объективен. Однако, в случае потери этого чувства, мы сразу же понимаем, что с нами произошло что-то необычное. Это случается как в специально организованных экспериментальных условиях (например, при сенсорной изоляции), так и при особых состояниях сознания, вызванных высокой температурой, действием наркотических веществ и т. п. Симптом дереализаиии характерен для некоторых психических заболеваний.

Интересные при меры потери чувства реальности предметного мира приводили А. Н.Леонтьев и А. В. Запорожец, описывая специфические переживания раненых минеров, ослепших после взрыва и перенесших ампутацию кистей рук. Ввиду потери привычных для них зрительных и осязательных ощущений, пациенты восстановительного госпиталя сообщали о появлении характерного чувства нереальности или иллюзорности окружающего их мира, мира, который, несмотря на полное понимание объективности его существования, не переживался как реальность, поскольку его образ был лишен большей части своего чувственного содержания [64].

Предметность восприятия выражается и через понятие обьективированности, т. е. чувства вынесенности содержания образа восприятия вне самого субъекта.

Предметное восприятие определяется также через означенность его содержания, т. е. мы всегда переживаем образ предмета в виде вещи, имеющей определенное значение. Означенность перцептивного образа можно проиллюстрировать известным примером из «Маленького принца» С. Экзюпери, где герои дают различное толкование воспринимаемому рисунку. Чаще Всего говорят, что нарисована шляпа, но Маленький принц увидел другое содержание это удав проглотил слона! И действительно, многозначность чувственной основы образа и отсутствие определенного контекста позволяют по-разному означивать этот объект.

Специфика перцептивного образа в том, что мы переживаем значение предмета одномоментно мы просто чувствуем, что перед нами та или иная вещь. И лишь в специально организованном психологическом эксперименте, где испытуемому предъявляются зрительные стимулы на очень короткое время, можно этот процесс означивания «развернуть» во времени. Будем увеличивать время экспозиции и спрашивать испытуемого, что он увидел в очередной пробе. Сначала он скажет, что на экране мелькнуло что-то темное, затем (при увеличении времени предъявления) он сообщит, что увидел нечто прямоугольное и синее, и вдруг (после очередного увеличения времени) он уверенно скажет, что это книга в тёмно-синей обложке.

Значение образа всегда опосредствованно не только и не столько индивидуальным опытом субъекта, но в большей степени культурно историческим опытом Всего человечества, особенностями воспитания и обучения. Это так называемое сверхчувственное свойство образа, оно лежит вне наших органов чувств, его нельзя понять исходя из особенностей стимуляции.

Означенность перцептивного образа может пропадать в случаях локального поражения коры головного мозга, когда у больных наблюдается так называемая зрительная предметная агнозия. Такие больные Могут подробно описать детали изображенного на

картинке предмета, но не способны его опознать и воспринять целостно.

Предметность восприятия означает и его полимодальность, т. е. слияние в перцептивном образе всех чувственных впечатлений. Например, когда мы держим в руках новый предмет, мы его активно ощупываем, рассматриваем, слышим шорох от движения пальцев по неровной поверхности, ощущаем вес, теплоту и упругость.

3. Большинство людей отличаются друг от друга по своей внешности, росту, цвету кожи, телосложению, весу и другим особенностям человеческого тела как физического объекта. В повседневной жизни накоплено немало наблюдений о связи физической внешности человека с особенностями его характера: люди маленького роста имеют тенденцию ходить большими шагами; полные люди чаще худощавых являются счастливыми обладателями покладистого характера; цвет кожи в определенных общественно-исторических условиях оказывает роковое влияние на весь жизненный путь человека. При первом взгляде на одного человека иногда хочется с ним заговорить, а при встрече с другим -- перейти на противоположную сторону улицы; мужчины атлетического сложения чаше воспринимаются как уверенные в себе, а худощавые -- как честолюбивые и подозрительные и т.д. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник.-- М.: Изд-во МГУ, 1990. -- 7 с.

Потребности и установки человека определяют избирательность восприятия и мышления, пристрастность процесса познания мира, давая о себе знать, когда их влияние на действительность становится слишком заметным. Психологи одного направления, известного в психологии под названием «New Look» («Новый взгляд»), охарактеризовали потребности, установки и желания как «личностные факторы» познания и попытались через изучение влияния этих личностных факторов на познавательные процессы человека судить об его личности. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

Потребности и установки человека -- факторы, детерминирующие избирательность восприятия мира, направленность поведения человека. Но и этот путь, реально показывающий теснейшую связь мотивационно-потребностной сферы человека с познавательными процессами, не приводит к ответу на вопрос, что такое личность. Потребность в безопасности, потребность в комфорте, потребность в любви, потребность в познании, потребность в самовыражении. Список потребностей и влечений разнообразен. Исследователи, перечисляя одну за другой потребности личности, узнают лишь сами эти потребности, а представление о личности превращается в по-разному сконструированную конфигурацию нужд человека, его стремлений и желаний.

Реакции, действия, поступки, поведение, деятельность человека -- еще одни факторы, формирующие личность. Очевидная истина заключается в том, что в жизни о человеке, прежде всего, судят по его делам, в том числе и по продуктам его творчества. «Скажи мне, что ты сделал, и я скажу тебе, кто ты» -- неписаная формула оценки личности в повседневной жизни. Путь к личности через изучение разных проявлений поведения человека, его поступков в тех или иных ситуациях нравственного выбора представляется столь естественным, что его избирают не только умудренные житейским опытом практики человеческого общения, писатели и художники, но и психологи самых различных течений.

Таким образом, знакомство с различными проявлениями личности показывает, что на пути создания целостной картины представлений о личности из мозаики разных феноменов вырастают всевозможные трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к изолированно существующему человеку, не может быть квалифицирован как явление, относящееся к области изучения психологии личности. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник.-- М.: Изд-во МГУ, 1990. -- 367 с. - 7-16 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: