У Павловска два герба. Какой выберем

В историко-краеведческом музее прошли краеведческие чтения по теме «Гербы города Павловска». Историки, краеведы высказывали свою точку зрения на старый и новый гербы, отстаивая право каждого на жизнь. Например, географ А.Н. Химии - сторонник герба «Святой Апостол Павел в серебряном поле». Старый герб Павловска упоминался еще в 1731 году. Когда в 1781 году в России проводилась работа по утверждению геральдики, то было разрешено иметь свои гербы только губернским городам, но Воронежской губернии сделано исключение, оставив право иметь гербы трем уездным городам - Павловску, Острогожску, Коротояку. Но постепенно, к сожалению, об этом мы сумели надолго забыть. А вот иметь герб павловчанам очень хотелось. И тогда, рассказал на чтениях известный художник Василий Иванович Животягин, он и другие художники стали работать над новым гербом. Был объявлен конкурс, поступило много предложений, но победила работа В.И. Животягина. Теперь, выходит, наш Павловск имеет два герба. Свое мнение по этому поводу высказали историки и краеведы Н.Н. Зубащенко, И.Г. Ампилов, В.Е. Верещагин, В.В. Степкин, студент-заочник А. Кононыхин, учащийся педучилища С. Маклаков.

Решено: с помощью районных газет и радио провести опрос, узнать, что думают о гербах своего города жители Павловска. «Маяк Придонья» №№46-48,28 апреля 2000 года в рубрике «Коротко о разном», стр. 2, без фамилии автора.

Продолжаем разговор: каким быть гербу Павловска.

Времена меняются, и мы с ними.

На одном из заседаний в Павловском государственном историко-краеведческом музее молодые краеведы В.В. Степкин, А.Н. Химин, А.А. Кононыхин, С.И. Маклаков внесли на рассмотрение вопрос о том, каким быть гербу г. Павловска. Существуют два герба: герб старый, утвержденный еще Екатериной II в 1781 году, и герб новый, принятый на конкурсной основе районным Советом депутатов трудящихся в 1969 году (автор - местный художник Василий Иванович Животягин).

Молодые краеведы предлагали оставить герб старый, но так как были и другие мнения, то присутствовавшие внесли предложение: через средства массовой информации обратиться к жителям города и узнать и их точку зрения. Вот мне и захотелось высказать свое суждение по этому вопросу. Как давний житель города Павловска я имею на это полное право.

Этот вопрос у молодых краеведов, на мой взгляд, возник не в силу какой-то настоящей жизненной необходимости замены нового герба Павловска на старый, а просто как дань общей моде возврата к старому, что свойственно более молодому поколению.Они решили, что если в других городах новые названия меняют на старые, то почему бы и нам не сделать то же самое. Разве, если мы заменим герб, который был принят райсоветом, на герб, утверждённый Екатериной II, переименуем проспект Революции в Красную Большую улицу, заменим улицу Пролетарскую на старое ее название Дворянская, то жизнь в нашем городе изменится коренным образом в лучшую сторону? Молодежь не станет больше пьянствовать, девушки перестанут курить и не будут больше крыть ребят отборным матом, от которого вянут уши, а на Красной Большой улице (Красная значит Красивая) пьянчужки не будут больше мочиться по углам на автобусной остановке возле центральной библиотеки и расписывать ее стены замысловатыми знаками и изречениями Адольфа Гитлера, а наши пенсионеры станут получать повышенную пенсию и хотябы год или два перед смертью покушают не постного борща, а борща с мясом?

Но нет, ничего этого не будет. Переименование улиц, площадей, гербов принесет только лишние расходы городской казне и ляжет тяжелым бременем на плечи жителей города, на нас, налогоплательщиков.

Переименовали Ленинград в Санкт-Петербург. И что же? Вы думаете, народ забыл, что в этом городе жил и работал В.И. Ленин? Ничего подобного. Наоборот, старые люди с любовью вспоминают интеллигентный Ленинград, а не криминальный Петербург нашего времени, в котором и жить-то страшно: того и гляди - убьют на лестничной площадке.

Сторонники возвращения Павловску старого герба с изображением святого апостола Павла свои доводы настойчиво мотивируют тем, что старый герб был утвержден императрицей Екатериной II в 1781 году за особые заслуги Павловска в судостроении, которое начиналось еще со времен Петра I.

Все правильно. Но позвольте тогда спросить у сторонников возвращения к старому: «Как же эти заслуги Павловска в строительстве кораблей отразились в символике старого герба?» Да никак. Я вижу только одного святого апостола Павла и абсолютно не вижу никакой судостроительной символики. Значит, старый герб не несет о строительстве кораблей в прошлом никакой символической информации. Ее просто нет на нем. Единственное, что мне понятно из этого герба, так это то, что город наш назван именем святого апостола Павла. Но это название нашему городу было дано не сразу после его возникновения на реке Осереди, а перешло от названия другой крепости - Святого Павла (Павловской), что была на Таганрогском полуострове после ее уничтожения. Именно там святой апостол Павел был действительно заступник христианства от набега мусульман на крепость Святого Павла, что была на реке Миусе. И это значение апостола Павла как заступника, покровителя старой крепости потом уже автоматически было перенесено и на Осередскую крепость. Но раньше, даже в дореволюционные времена, никто, никогда и нигде не упоминал о том, что «нам, павловчанам, льстит заступничество «верховных» сил и в душе дает нам надежду, что какие-то «верховные» силы нас оберегают и способствуют нашему благоденствию».

Может, все это и имело какое-то значение для крепости на реке Миусе, но только не на Осереди.

Вспомните прошлое нашего города: наводнение смыло целую слободу; взорвался пороховой склад, в котором было 12 тонн 800 килограммов пороху; чуть ли не каждый год пожары, уничтожавшие не дом и не два, а целые улицы, целые слободки. Сгорели не только все деревянные церкви, но и огромные двухэтажные соборы. А постоянные «моровые поветрия», как тогда называли болезнь холеру... Доходило до того, что в городе из 550 человек населения оставалось всего лишь 347. Остальные умерли от холеры.

Спрашивается, а куда же смотрели в то время «верховные» силы, которые обязаны были оберегать наших предков и способствовать их благоденствию?

Так что идея заступничества святого апостола Павла против злых сил, нападающих и нападавших на наш город, тоже не подтверждается самой жизнью.

Все вышесказанное дает мне право утверждать, что гербом города Павловска должен быть герб, принятый районным Советом депутатов трудящихся в 1969 году, автором которого является В.И. Животягин. Решение райсовета об утверждении нового герба никто не отменял, и мы, краеведы, не имеем на это никакого права. И хотя новый герб не сулит нам надежду на заступничество «верховных» сил и не обещает нам будущее благоденствие, но в его символике мы видим прошлое и настоящее нашего города.

Преподаватель географии Павловской общеобразовательной гимназии Александр Николаевич Химин провел среди учащихся 9-х классов опрос: какому гербу, новому или старому, вы отдали бы свое предпочтение? Многие ответили, что старому. Но когда их спросили «А почему?», то у всех был один и тот же ответ: «Он мне нравится». Это пустой, несерьезный, ничем положительным не подтвержденный ответ. А спроси всех этих учащихся: «А чем именно он вам нравится?», никто бы из них не дал на это вразумительного ответа, потому что все они абсолютно ничего не знают об апостоле Павле. Нравится, мол, и все тут.

Мы ценим и бережем прошлое, поэтому мы не имеем никакого права забыть старый герб, но мы не можем отказаться и от нового, современного герба, в символике которого более полно и более наглядно отразились реалии современной нашей жизни. Даже сами древние латиняне, современники святого апостола Павла, любили повторять известное до сих пор изречение: времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Так почему же нам надо отказываться от этого мудрого правила? Это древнее высказывание как нельзя лучше подходит к нашим сегодняшним рассуждениям в отношении герба города. Времена изменились, и мы меняемся вместе с ними: от изображения герба прошлого со святым апостолом Павлом мы перешли к изображению герба с символикой нашей современной действительности. И в этом нет ничего предосудительного. Мы не изменяем прошлому, но мы и не отказываемся от настоящей действительности, которая воплотилась в символах герба современного.

Это обоснование дает мне право утверждать, что я за герб современный, но я и за то, чтобы герб прошлого не забыли совсем, как это было в годы Советской власти.

Основным гербом должен быть герб современный, а на всех массовых мероприятиях, таких как День города и других, с левой стороны от современного герба должен висеть и герб старый, который будет напоминать нам историю нашего города и его прошлое.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: