Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на экономическую ситуацию, а поведение продавцов и покупателей характеризуется приспособлением к равновесному состоянию рынка. Ее признаки:
- атомизация рынка: большое количество покупателей и продавцов, доли которых в общем рыночном объеме весьма незначительны;
- в силу своих небольших размеров фирмы не могут оказать решающего воздействия на процесс ценообразования.
- стандартизация продукта.
- прозрачность рынка: свободный доступ покупателей и продавцов к информации о ценах на товары и услуги, на ресурсы, о ноу-хау..
- свободный вход фирм на рынок данного продукта и беспрепятственный их выход из отрасли.
Поскольку конкурентная фирма не может воздействовать на цену, а соглашается с ценой, устанавливающейся на основе спроса и предложения всей отрасли, то спрос отдельной фирмы – совершенно эластичный. Поэтому кривая спроса каждой фирмы будет иметь вид горизонтальной прямой, представленной на рис. 3.1.
Кривая отраслевого спроса будет нисходящей (рис. 3.2).
|
На конкурентном рынке любой объем произведенной продукции может быть реализован по равновесной рыночной цене, что показано на рис. 3.3.
|
|
Поскольку цены на товары на совершенно конкурентном рынке одинаковы, то MR = P, что следует из формулы:
Кривая MR будет совпадать с кривой спроса (P =MR=D).
Поскольку валовый (общий) доход увеличивается на одну и ту же величину, то кривая TR имеет вид прямой восходящей линии. Ее наклон постоянен, потому что постоянен предельный доход (рис. 3.4).
|