Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов

В условиях совершенно конкурентного рынка ресурсов для каждого отдельного покупателя или продавца ресурсов их рыночная цена является заданной величиной, т.е. масштабы закупок ресурсов на уровень их цен не влияют. В рамках каждого конкурентного рынка ресурсов продавцы продают услуги стандартизированных ресурсов. Покупатели полностью информированы о рыночных ценах. Продавцы, требующие более высокую рыночную цену, не смогут найти покупателей, которыми могут быть фирмы и другие организации, включая правительство, некоммерческие организации. Фирма, действующая на совершенно конкурентных рынках ресурсов и продукции, может купить столько ресурсов и продать столько продукции, сколько она сама сочтет нужным при действующих рыночных ценах.

В условиях несовершенной конкуренции либо покупатель, либо продавец, либо ассоциации покупателей и продавцов могут оказывать влияние на цены данных ресурсов. Продавцы-монополисты обладают возможностью ограничивать предложение на определенных рынках ресурсов, таким образом повышая их цену.

Контроль над ценой ресурсов со стороны покупателя может осуществляться при условии, если единичный покупатель или организация покупателей скупает значительную долю всего имеющегося количества определенного ресурса. Когда фирма является единственным покупателем на рынке, она имеет возможность устанавливать цену ресурса, которая ниже предельного продукта ресурса в денежном выражении, не опасаясь перетока этого ресурса к другим покупателям, поскольку таковые на рынке отсутствуют. Обладая властью монопсониста на рынке, фирмы могут осуществлять ценовую и неценовую дискриминацию в отношении отдельных продавцов ресурсов.

В условиях несовершенной конкуренции отсутствуют возможности свободного перелива ресурсов и доступа к информации, а также затруднен вход и выход с рынка.




double arrow
Сейчас читают про: