Обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства

В случае частных благ выбор направлений использования ресурсов полностью зависит от предпочтений индивидов.

Иная ситуация с общественными благами. Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага, платят они него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца». Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков.

В тех случаях, когда возникает проблема безбилетника предоставление общественных благ может быть обеспечено только государством. Финансирование производства общественных товаров и услуг осуществляется, как правило, за счет налогов и других обязательных платежей, а благо в этом случае предоставляется бесплатно.

Лекция 14. Теория общественного выбора

Методологические предпосылки анализа общественного выбора

Теория общественного выбора может быть определена как экономический анализ процессов нерыночного принятия решений или, проще говоря, как применение экономической теории в политологии. Основной поведенческой предпосылкой теории общественного выбора является идея, согласно которой человек независимо от того, в какой роли он выступает, как избиратель, политик или бюрократ, действует как рациональный эгоист, максимизирующий полезность. Это означает, что поведение людей (на рынке или в политике) подчиняется одним и тем же фундаментальным принципам: люди максимизируют полезность, сравнивая возможные выгоды и издержки, пытаются добиться лучшего результата из всех возможных; являются устойчивыми в своих базовых предпочтениях, касающимися их фундаментальных потребностей; стремятся к экономическому равновесию.

На рынке индивид выражает свои интересы в потреблении материальных благ и услуг в качестве покупателя, а индивид - потребитель общественных благ выражает свои интересы как избиратель. Покупатель частных благ проявляет свои предпочтения посредством платежеспособного спроса, а избиратель свои предпочтения реализует с помощью механизма голосования.

Основными направлениями исследований теории общественного выбора являются: конституционная экономика, модель политической конкуренции, общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии, теория бюрократии, теория политической ренты, теория о фиаско государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: