double arrow

Модель бюрократии. Поиск экономической ренты

Одним из субъектов политического рынка являются работники государственного аппарата управления (чиновники), которым политики делегируют часть полномочий по принятию политических решений. В теории общественного выбора государственный аппарат и его служащих принято обозначать термином «бюрократия». Можно отметить несколько характерных черт бюрократии.

Во-первых, бюрократия является необходимым атрибутом государственного управления, так как она не только обеспечивает его устойчивость, преемственность, но и предоставляет все выгоды от специализации управленческого труда. Во-вторых, бюрократия не только обеспечивает интересы законодательных органов власти. Она имеет собственные интересы, не связанные с интересами избирателей, и часто заключающиеся в улучшении собственного благосостояния. В-третьих, с разбуханием бюрократического аппарата снижается качество принимаемых решений и скорость их претворения в жизнь. В-четвертых, хотя политики делегируют чиновникам часть своих полномочий, но они, также как и избиратели и законодательная власть, имеют ограниченные возможности для контроля деятельности бюрократии.

В теории общественного выбора существует несколько моделей бюрократии. В модели У.Нисканена деятельность бюрократических учреждений (״бюро״) исследуется с позиций ״издержки – выгоды״, как и при изучении деятельности фирм. В данной модели бюро – монопольный поставщик услуг для монопольного же покупателя (группы политических должностных лиц). Таким образом возникает ситуация двусторонней монополии где происходит обмен обещанной продукции на бюджет для обеспечения деятельности бюро.

В модели бюрократии Г.Таллока исследуется динамика роста бюро. Бюрократ в этой модели является монополистом, рост бюро приносит ему высокую полезность, поскольку позволяет расширить диапазон оплачиваемых услуг. Есть и другие модели бюрократии, например, Бретона-Бреннана-Бьюкенена.

Целью участия в политической деятельности может быть получение специфических преимуществ в виде рентных (т.е. превышающих конкурентный уровень) доходов. Эти доходы получили название «политическая рента», а деятельность, направленная на их получение – «поиск политической ренты».

Типичными случаями поиска политической ренты являются борьба за получение монопольных прав, квот, тарифов; ограничение конкуренции на рынке; законодательное установление выгодной для производителя фиксированной цены. Такого рода деятельность связана с дополнительными издержками: на лоббирование, финансирование предвыборных компаний, взятки, подкуп и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: