Историография истории России

Тема 1. «Государственная школа» в русской историографии. Теоретико-методологические основы исторических взглядов государственников. Влияние философии Гегеля. Идея развития государственных отношений из родовых. Государство как высшее достижение общественного прогресса. Западнический взгляд на историю России. Формально-логический анализ актового материала. Этапы развития «государственной» школы в середине XIX – начале XX вв. К.Д. Кавелин (1818-1885). «Взгляд на юридический быт Древней Руси». Идея органического развития как закономерности исторического процесса в трудах ученого. Государство, как движущая сила развития истории. Использование К.Д. Кавелиным гегелевской диалектики «тезис - антитезис – синтез» в схеме периодизации Российской истории и исследовании проблем взаимосвязей «личность – государство», «Россия – Европа» и т. д.

Исторические взгляды С.М. Соловьева (1820-1879). Формирование исторических взглядов. Основные труды ученого. «История России с древнейших времен». Определение им теории органического развития и разработка более широких методологических основ. Роль факторов, влияющих на формирование и жизнь народа: «природа страны», «природа племени», «ход внешних событий». Концепция истории России в труде С.М. Соловьева. Борьба родового и государственного начал в русской истории. Роль борьбы «леса со степью», значение географического фактора и взаимодействие его с общественными силами. Принципы периодизации Русской истории. Трактовка отдельных периодов истории России и исторических личностей. С.М. Соловьев как историограф. Значение историко-методологических взглядов Соловьева на дальнейшее развитие русской историографии.

Б.Н. Чичерин (1825-1904). Общая характеристика основных трудов. Дальнейшая разработка им методологии истории в рамках государственной школы. Исследование государственных и юридически - правовых норм и институтов власти в России и Европе. Поиск общих закономерных параллелей развития исторического процесса. Этапы органического развития общественных отношений. Теория «бродячей Руси». «Закрепощение» и «раскрепощение» сословий государством. Происхождение и развитие крестьянской общины в концепции Б.Н. Чичерина. История государственных учреждений в работах ученого. В. И. Сергеевич (1832-1910). Систематизация древнерусских источников в труде «Древности русского права». Вклад в развитие исторической концепции государственной школы представителей «второго поколения» государственников. Влияние позитивизма на их методологические взгляды. Роль и значение достижений представителей государственной школы в области исторической методологии и развитии исторической мысли в целом.

Тема 2. В.О. Ключевский. В.О. Ключевский (1841-1911). Творческая биография ученого. Источники формирования и этапы становления исторических взглядов. Характеристика основных трудов: “Древнерусские жития святых как исторический источник”, “Боярская Дума древней Руси” и др. Роль экономического и юридического детерминизм в становлении исторической концепции. “Курс Русской истории”. Методологические основы взглядов В.О. Ключевского. Суть четырехступенчатой схемы исторического развития. Взаимосвязь географической среды с социально-экономическими и политическими факторами. Причины и результаты колонизационных процессов в России. Особенности периодизации истории. Роль и влияние исторической концепции В.О. Ключевского на развитие историографической традиции. Развитие теоретических и практических проблем источниковедения и историографии. Представители «школы Ключевского».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: