Обработка посадочного (центрального) отверстия

Это отверстие является технологической базой при обработке зубчатого колеса. Для передачи крутящего момента посадочное отверстие имеет шпоночный паз или шлицевую поверхность. Точность отверстия и перпендикулярность его оси торцу ступицы у незакаленных колес обеспечивается чистовым точением, развертыванием, шлифованием или протягиванием.

Отверстие протягивают после сверления или зенкерования круглыми протяжками. Точность отверстия после протягивания соответствует 7 – 9 квалитету. Шероховатость составляет 0,32 – 2,5 мкм. Производительность при протягивании значительно выше, чем при шлифовании. Схема протягивания гладкого отверстия зубчатого колеса на шаровой опоре представлена на рис. 2.94. Применение шаровой опоры обеспечивает перпендикулярность оси отверстия торцу ступицы колеса.

У колес, подвергаемых закалке, отверстие шлифуют на внутришлифовальном станке (рис. 2.95), а торец ступицы - на плоскошлифовальном станке. Для повышения точности шлифование отверстия и торца рекомендуется выполнять с одного установа. При этом колесо закрепляют в специальном патроне (рис. 2.96). Базирование колеса осуществляют роликами по боковой поверхности зубьев, что обеспечивает соосность центрального отверстия и делительной окружности. Шлифование отверстия производят кругом 1, а шлифование торца – кругом 2, установленным на шпинделе дополнительной шлифовальной бабки.

Шпоночные канавки и шлицы в отверстиях зубчатых колес прорезают до закалки. В единичном и мелкосерийном производстве шпоночные канавки обрабатывают на долбежных станках. В крупносерийном и массовом производстве шпоночные канавки получают протягиванием. На рис. 2.97 показано протягивание шпоночной канавки в заготовке зубчатого колеса на горизонтально-протяжном станке. Заготовка 1 насаживается на направляющий палец 4, внутри которого имеется паз, для направления протяжки 2. Когда канавка протягивается за 2 рабочих хода одной и той же протяжкой, то под протяжку помещают подкладку 3.

Шлицевые отверстия в зубчатых колесах обрабатывают протягиванием. Если зубчатое колесо после протягивания подвергается закалке, то центрирование шлицевого соединения осуществляется преимущественно по внутреннему диаметру вала. В этом случае после закалки отверстие шлифуют на круглошлифовальном станке, а у вала шлифуют впадины шлицев (рис.2.64.). Если все же при закалке зубчатого колеса требуется осуществить центрирование шлицевого соединения по наружному диаметру вала, то шлицы в отверстии подвергают хонингованию по впадинам. С этой целью создан специальный станок модели 3А856Ф1. Ширина бруска хона меньше ширины впадины шлицов. Это позволяет хону совершать качательные движения в окружном направлении при перемещении вдоль оси отверстия. Вал при этом шлифуют по наружному диаметру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: