double arrow

ISBN 5-8241-0173-6

В.В. ОРЛОВ

ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 020100 — «Философия», специализация «Онтология и теория познания».

Пермь 2007


ББК 15.50

0-66

Орлов В.В.

0-66 История человеческого интеллекта: учеб. пособие /В.В. Орлов, Перм. ун-т. – Пермь, 2007. 189 с.

ISBN 5-8241-0173-6

В пособии рассматриваются основные исторические типы интеллекта, концентрированным выражением которых выступают крупнейшие философские системы в истории мысли. Первая часть пособия (Предыстория – миф – религия – Просвещение) опубликована в 1995 г. Настоящее издание содержит первую и вторую части (Кант, Гегель. В пособии использованы материалы монографий, изданных в 1995, 1998, 1999, 2002 гг.

Пособие рассчитано на студентов специальности «Философия», а также на широкий круг читателей, интересующихся историей духовной культуры человечества.

Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета Пермского университета

Рецензенты: д-р филос. наук, проф. М.Ф. Калашников (Пермский государственный педагогический университет); д-р филос. наук, проф. А.В. Ласточкин (Пермская государственная фармацевтическая академия)

ISBN 5-8241-0173-6 ã В.В. Орлов, 2007


ВВЕДЕНИЕ

История человеческого общества — это не только и не столько цепь исторических событий, сколько история разви­тия человеческой сущности, «сущностных сил человека». Од­ной из важнейших составляющих этого процесса выступает развитие человеческого интеллекта.

Будучи второй, наряду со способностью к труду — матери­альному преобразованию окружающего мира и самого чело­века, коренной способностью человека, мысль претерпевает сложнейший процесс развития от своего животного пред­шественника до мысли современного человека. Не обладая абсолютной самостоятельностью и независимостью, мысль развивается как результат и средство материального труда, преобразующего природную среду и самого человека в необ­ходимом для его существования и развития направлении. Мысль должна проходить поэтому свои исторические этапы развития, или, иначе, ее история выступает в виде последо­вательности исторических типов интеллекта, т.е. определен­ных способов мышления, или парадигм.

Жизнь общества всегда включает остатки или фрагменты прежних способов существования человечества. В еще боль­шей мере эта закономерность присуща духовной жизни об­щества. Интеллект современного человека включает в себя фрагменты, а нередко и целые нерастаявшие айсберги прой­денных исторических типов мышления: мифологического и религиозного. Возможно и обратное — родившийся в прош­лом веке исторический тип интеллекта может быть еще от­нюдь не господствующим в обыденном, а часто и в научном мышлении двадцатого века. Полагая свое мышление совре­менным, человек может мыслить в значительной мере по способам первобытного или средневекового интеллекта. Этот феномен особенно заметно проявляется в периоды историче­ской реакции, отката общественного развития назад, когда преодоленные историей типы мышления временно начинают возрождаться. История общества дает немало примеров та­ких возвратных движений человеческого интеллекта. Истории человеческого интеллекта — главная, стержневая линия развития духовной культуры. Исследование этой истории — важное условие познания современного интеллекта, его дальнейшего развития.

Настоящая пособие представляет собой конспективное изложение содержания спецкурса, читаемого автором в течение ряда лет в Пермском университете. Предлагаемое издание является единственным в отечественной философской литературе. В силу необъятности темы в спецкурсе рассмат­риваются лишь основные вехи в истории развития чело­веческого интеллекта, при этом главным образом в той форме, в какой они выразились в своего рода квинтэссенции человеческого интеллекта — философской мысли каждой из исторических эпох.

Тема 1. ПРИРОДА И ПРЕДЫСТОРИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: