В.В. ОРЛОВ
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 020100 — «Философия», специализация «Онтология и теория познания».
Пермь 2007
ББК 15.50
0-66
Орлов В.В.
0-66 История человеческого интеллекта: учеб. пособие /В.В. Орлов, Перм. ун-т. – Пермь, 2007. 189 с.
ISBN 5-8241-0173-6
В пособии рассматриваются основные исторические типы интеллекта, концентрированным выражением которых выступают крупнейшие философские системы в истории мысли. Первая часть пособия (Предыстория – миф – религия – Просвещение) опубликована в 1995 г. Настоящее издание содержит первую и вторую части (Кант, Гегель. В пособии использованы материалы монографий, изданных в 1995, 1998, 1999, 2002 гг.
Пособие рассчитано на студентов специальности «Философия», а также на широкий круг читателей, интересующихся историей духовной культуры человечества.
Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета Пермского университета
Рецензенты: д-р филос. наук, проф. М.Ф. Калашников (Пермский государственный педагогический университет); д-р филос. наук, проф. А.В. Ласточкин (Пермская государственная фармацевтическая академия)
ISBN 5-8241-0173-6 ã В.В. Орлов, 2007
ВВЕДЕНИЕ
История человеческого общества — это не только и не столько цепь исторических событий, сколько история развития человеческой сущности, «сущностных сил человека». Одной из важнейших составляющих этого процесса выступает развитие человеческого интеллекта.
Будучи второй, наряду со способностью к труду — материальному преобразованию окружающего мира и самого человека, коренной способностью человека, мысль претерпевает сложнейший процесс развития от своего животного предшественника до мысли современного человека. Не обладая абсолютной самостоятельностью и независимостью, мысль развивается как результат и средство материального труда, преобразующего природную среду и самого человека в необходимом для его существования и развития направлении. Мысль должна проходить поэтому свои исторические этапы развития, или, иначе, ее история выступает в виде последовательности исторических типов интеллекта, т.е. определенных способов мышления, или парадигм.
Жизнь общества всегда включает остатки или фрагменты прежних способов существования человечества. В еще большей мере эта закономерность присуща духовной жизни общества. Интеллект современного человека включает в себя фрагменты, а нередко и целые нерастаявшие айсберги пройденных исторических типов мышления: мифологического и религиозного. Возможно и обратное — родившийся в прошлом веке исторический тип интеллекта может быть еще отнюдь не господствующим в обыденном, а часто и в научном мышлении двадцатого века. Полагая свое мышление современным, человек может мыслить в значительной мере по способам первобытного или средневекового интеллекта. Этот феномен особенно заметно проявляется в периоды исторической реакции, отката общественного развития назад, когда преодоленные историей типы мышления временно начинают возрождаться. История общества дает немало примеров таких возвратных движений человеческого интеллекта. Истории человеческого интеллекта — главная, стержневая линия развития духовной культуры. Исследование этой истории — важное условие познания современного интеллекта, его дальнейшего развития.
Настоящая пособие представляет собой конспективное изложение содержания спецкурса, читаемого автором в течение ряда лет в Пермском университете. Предлагаемое издание является единственным в отечественной философской литературе. В силу необъятности темы в спецкурсе рассматриваются лишь основные вехи в истории развития человеческого интеллекта, при этом главным образом в той форме, в какой они выразились в своего рода квинтэссенции человеческого интеллекта — философской мысли каждой из исторических эпох.
Тема 1. ПРИРОДА И ПРЕДЫСТОРИЯ