И.Турсунова
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Учебное пособие по курсу
«Русский язык и культура речи»
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Ошибки в звуковом оформлении речи………………………………………….5
Лексические ошибки……………………………………………………………..8
Ошибки в употреблении фразеологизмов……………………………………. 32
Ошибки в словообразовании…………………………………………………...35
Ошибки в употреблении частей речи………………………………………….37
Синтаксические ошибки………………………………………………………..57
Упражнения……………………………………………………………………..78
Литература………………………………………………………………………95
ВВЕДЕНИЕ
Что значит говорить «хорошим русским языком»? Это умение выбирать из богатого словарного запаса то, что уместно, точно и выразительно, это эмоциональность и заразительность, это владение неповторимой певучей интонацией русской речи, но прежде всего это грамотность – та почва, от состояния которой зависят богатство и красота языка. Настоящее учебное пособие посвящено вечной проблеме – проблеме речевой грамотности.
Известно, что правильность речи – результат соблюдения речевых норм, отклонения от которых вызывают речевые ошибки. В предлагаемом пособии даётся не описание многочисленных норм, как это обычно делается в учебных изданиях по курсу «Русский язык и культура речи», а выявляются наиболее распространённые речевые ошибки и указываются способы их исправления, что с практической точки зрения нам кажется более продуктивным.
Цель учебного пособия – научить студентов (и всех, кто стремится говорить грамотно) слышать и исправлять речевые ошибки, а впоследствии и не допускать их в своей речи. Это возможно только при неустанном, непрерывном контроле и самоконтроле. Задачами курса являются: овладение умением выявлять ошибки в речи, объяснять вызвавшие их причины, находить рациональные способы их исправления; преодоление разрыва между освоением теоретических знаний и применением их на практике; развитие речевого вкуса.
В учебном пособии приводятся примеры речевых ошибок и варианты их исправления, даются необходимые объяснения, кроме того, в каждом разделе даётся справка о тех понятиях, которые в нём используются. Часть примеров и упражнений взята из опубликованных учебных пособий по русскому языку и культуре речи, стилистике, риторике, часть записана в процессе наблюдении автора за речью, в основном, в средствах массовой информации. Весь материал дан по разделам русского языка: орфоэпия, лексика, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис. В каждом разделе даются сведения об основных понятиях и терминах; это сделано, в первую очередь, для студентов заочного отделения, чаще всего давно окончивших школу, хотя опыт показывает, что такие сведения зачастую небесполезны и для вчерашних школьников.