Система самостоятельных занятий учащегося

С педагогом учащийся (студент) занимается 2 часа в неделю, а на долю самостоятельных занятий приходится 21 час (если заниматься по 3 часа в день), то есть более чем в 10 раз. Очевидна значимость внеклассной работы.

Можно утверждать, что результаты обучения зависят от качества занятий дома. Даже при наличии таких показателей, как эстрадное дарование, музыкальность, виртуозные данные, умение работать решит вопрос: быть или не быть скрипачу.

Однако нередко домашние занятия учащегося проходят бессистемно, нерегулярно, при отсутствии самоконтроля и сводятся к проигрыванию или механической зубрежке. Организация домашних занятий разделяется по возрастным периодам: начальное обучение; формирование профессиональных навыков, сознательная работа. Период начального воспитания требует от педагога умения организовать домашние занятия в классе. Перед занятиями ученик должен внимательно прочесть и проговорить, чего именно добиться в данном разделе задания. Имея четкую установку, можно приступить к занятиям; это придаст работе целенаправленный характер и сделает ее продуктивной. Ученику важно вести ежедневно тетрадь учета домашних занятий, куда необходимо записывать, сколько времени отводилось работе над каждым разделом задания. Это дисциплинирует, приучает дорожить временем. На уроке в классе нужно определить время занятий, а также то, чем будет заниматься ученик (проговорить вслух задание).

Домашняя работа должна охватывать все разделы задания. Учащийся, концентрируя внимание на какой-либо детали, часто забывает главное. Он обязан все проиграть. Чтобы перевести ученика на «самостоятельные рельсы», ему необходимо ставить перед собой задачи.

Занимаясь дома, учащемуся, по возможности, надо играть выразительно, избегать абстрактности. Двигательный метод и возникает от того, что ученик идет от движения, а не от выразительного слухового представления. Домашняя работа должна подчиняться заранее составленному плану в зависимости от имеющего бюджета времени.

Постановка конкретных задач (установка) и регламентация времени их выполнения – важнейший фактор в самостоятельных занятиях, обеспечивающий их эффективность.

Установка организует занятия, ориентирует на цель, дает энергию, движение. Нельзя заниматься «вообще». Необходимо работать над решением конкретных задач, четко представляя себе, что нужно сделать за отведенное время.

Например, продумать динамику экспозиции, выяснить кульминацию, найти ключ к исполнению трудных мест, которые были отмечены накануне, решить проблему распределения смычка (смены меха, педали и т.п.), выучить наизусть каденцию и т.д. Такие занятия, по его мнению, высоко результативны и приносят удовлетворение. Ученик знает, что он постоянно идет к цели. В то же время, руководствуясь точными задачами, ученик знает, как работать, преодолеть недостатки. Понимая принципы работы в одном произведении, он может перенести их на другие.

Постановка конкретных задач, четкая регламентация времени – это качества профессионала. Если не выполнил задание – переходи к другому.

Каждый раз работа на конечный результат. Время для достижения поставленной цели должно регламентироваться и четко соблюдаться. У современного студента (учащегося) нет столько времени для занятий, сколько было у его коллеги в прошлом. Дефицит условий – сокращение бюджета времени, нехватка помещений для занятий и т.д., будет нарастать.

Отсюда вывод – научиться «сжимать» время; делать в единицу времени больше; научиться ставить перед собой задачи-установки, то есть программировать свою деятельность; подчинить свои занятия строгой логике продуманных исполнительских действий.

Высокая результативность достигается за счет интенсификации занятий, максимальной концентрации внимания на выполнение задач. Постоянная направленность на действие, на достижение конкретных целей активирует, мобилизует ученика, результативность работы повышается в несколько раз.

Работа на срок интенсифицирует занятия. В самостоятельных занятиях следует помнить заповедь: «Не начинай сразу играть. Продумай сначала план занятий, задачи, распредели время, создай, выстрой себе программу действий». Высокую интенсивность занятий важно обеспечивать с самого начала. Ученику нужно объяснить, что, обучаясь игре на инструменте, он не останется в стороне от развлечений.

Интенсивные домашние занятия нужны нам сразу, ибо следует помнить, что для развития техники (ее скоростных видов) лучший возраст 8-14 лет. До 14–15 лет в основном нужно создать аппарат, позже техника получается вымученной. Исполнительский аппарат всегда должен быть свежим. Внимание на занятиях необходимо акцентировать на их качестве, интенсивности, а не количестве. Три часа ежедневных занятий при полной мобилизованности внимания – это достаточно, если использовать их достаточно эффективно. Сначала намечается цель, потом принимается решение – во что бы то ни стало достичь ее. Если цель не достигнута, а время ушло – все равно переходить к другому заданию. Невыполненность задания и в связи с этим неудовлетворенность заставят в следующий раз работать интенсивнее.

Наше сознание стремится к инерции. Идти по проторенным путям легче, но это не мобилизует: одни и те же приемы разыгрывания, гаммы, упражнения, этюды вызывают пассивность, демобилизуют. Чтобы избежать этого, необходимо менять схему занятий. Занятия музыкой требуют интенсивной, активной работы. Необходимо перед занятиями иметь задачу (задачи), которую вы будете сегодня решать. Нужно знать, что делать и как делать – это и есть профессионализм. Осознанность задач, четкая организованность занятий – качества профессионала.

Необходимо постоянно ставить перед учениками задачи и намечать сроки их выполнения. Подчинение своей работы четким задачам-установкам делает труд рациональным и эффектным. Экономия времени – это организация. Сейчас больше успевает и побеждает тот, кто лучше организован. Постановка задач мобилизует внимание, регламентация сроков – волю. В.Ю. Григорьев среди всех способностей, которые необходимы для того, чтобы стать исполнителем-концертантом, хорошим педагогом, назвал организаторские, имея в виду прежде всего высокоразвитую способность к самоорганизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: