Формирование личности и развитие самостоятельности мышления учащегося

Научить ученика самостоятельно думать, анализировать собственные действия и принимать решения - одна из наиболее трудных задач педагогики. Формирование этих качеств - длительный и трудоёмкий процесс воспитания, требующий постоянных совместных усилий педагога и ученика. Ориентация на развитие самостоятельности в обучении способствует рациональной организации занятий ученика, даёт ему возможность познать себя, развивает его индивидуальность.

В практической работе самостоятельность мышления, способность к самоанализу предполагает непрерывную цепочку наблюдений, размышлений, поисков, экспериментов. Провести анализ собственных действий и дать им оценку способен даже начинающий ученик, если педагог постоянно работает с ним в этом направлении. Сфера анализа захватывает все стороны и все аспекты деятельности ученика в процессе его обучения.

Рассмотрим пример с выполнением учеником домашнего задания. Педагог объясняет ученику домашнее задание, касающееся исполнения какой-либо пьесы, рассматривая возможные пути его выполнения. Педагогу необходимо убедиться, что задание правильно понято, поэтому он просит ученика здесь же на уроке выполнить его, пусть в общих чертах. После проделанной дома работы, на следующем уроке, ученик первым анализирует собственное исполнение. В своем анализе он исходит из предъявляемых к его игре требований педагога. Некоторые из них долговременные, стратегические: грамотная работа с текстом, свобода, лёгкость, точность игры, качество формируемых и уже применяемых навыков и умений, музыкальность исполнения и т.д. Если ученик привыкает первым давать оценку своей игре, то со временем его наблюдательность, активность контролирующего слуха и умение анализировать становятся действенным фактором в организации им собственной работы. Такой подход имеет ещё одно немаловажное значение - он способствует интеллектуальному развитию ученика.

Такие психофизические процессы, как ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, запоминание, концентрация внимания, эмоциональные проявления, волевые усилия и др. - протекают во всех видах деятельности человека, наполняя её смыслом. Посмотрим на первые три процесса с точки зрения музыкального воспитания, в частности - обучения игре на музыкальном инструменте.

Ощущения - реакция человека на контакт с внешним миром, способ его познания. Восприятия, возникают на основе ощущений. Для музыканта они, прежде всего связаны со слухом и определяются как музыкально-слуховые. На основе ощущений и восприятий формируются представления. Данная последовательность позволяет сделать вывод, что успешность формирования представлений будет зависеть от развитости ощущений и восприятий ученика.

Известна способность организма сохранять и обобщать ощущения и восприятия. Жизненный опыт, воспитание, индивидуальные особенности человека, инстинкт самосохранения, другие факторы регулируют и развивают эти процессы в обыденной жизни естественным путём. В музыкальной педагогике роль этих процессов столь велика, что педагог не может позволить себе пустить их на самотёк; он должен сознательно их культивировать, особенно те, которые непосредственно связаны с музыкой: музыкально-слуховые осязательно-двигательные, зрительные.

Музыкально-слуховые восприятия связаны с образным содержанием музыки, различными видами музыкального слуха, ритмическим чувством, ощущением времени в музыке. К осязательно-двигательным ощущениям мы относим, прежде всего, те из них, которые связаны с действиями игрового аппарата: ощущения цельности игрового аппарата, ощущаемость его различных частей, чуткость в прикосновении пальца к клавише (туше), постановочные моменты, уровни напряжений и расслаблений и т.д. Зрительные восприятия связываются обычно с нотным текстом и влияют на работу памяти. Наиболее эффективный путь в культивировании этих процессов - развитие у ученика способности к самонаблюдению, самоконтролю и самоанализу.

Анализ и сопоставление разнообразных двигательных ощущений, слуховых восприятий способствует их прочной фиксации в сознании ученика и, как следствие этого, созданию отчетливых слуховых и двигательных представлений, выработке качественных технических навыков. Способность анализировать, самостоятельно мыслить в равной степени необходима как в сфере развития технического умения, так и при решении художественных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин, Э. Методика музыкального образования / Э. Абдуллин, Е. Николаева. – М., 2006.

2. Алексеев, А. Методика обучения игре на фортепиано / А. Алексеев. – М., 1978.

3. Алиев, Ю. настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Алиев. – М., 2000.

3. Апраксина, О. Методика музыкального воспитания в школе / О. Апраксина. – М., 1983.

4. Баренбойм, Л. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. Баренбойм. – Л., 1974.

4. Дмитриева, Л. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Дмитриева, Н. Черноиваненко. – М.,1989.

5. Коган, Г. Работа пианиста / Г. Коган. – М., 2004.

6. Кабалевский, Д. Педагогические размышления / Д. Кабалевский. – М., 1986.

7. Капустин, Ю. Музыкант-исполнитель и публика / Ю. Капустин. – Л., 1985.

8. Копылова, А. Технология урока искусства / А.Копылова. – М., 2004.

9. Музыкальное воспитание в Венгрии / под ред. Л.А. Баренбойма. – М., 1983.

10. Музыкальное образование в школе / под ред. Л.В. Школяр. – М., 2001.

11. Психология музыкальной деятельности / под ред. Г.М. Цыпина. – М., 2003.

12. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма. – Л., 1970.

13. Теплов, Б. Психология музыкальных способностей.– М.-Л., 1947.

14. Цыпин, Г. Сценическое волнение / Г.Цыпин. – М., 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: