Союз «И» всегда сигналит:
Проверь: нужна ли запятая.
Порядок рассуждения:
1.Найдите слова или блоки, соединенные союзом «И».
2.Проверьте, есть ли общее слово, которое можно перенести к каждому слову или блоку, соединенному союзом «И»?
есть нет
запятая запятая
не ставится ставится
Образец рассуждения:
1. Я ел рассольник и тихонько стонал от удовольствия. –союз И соединяет слова ел и стонал: есть общее слово «я», которое можно перенести к каждому из них: 1. Я ел. 2. Я стонал. Значит, запятая не нужна.
2. Пришла мама, и мы пошли домой. – союз И соединяет блоки: 1. Мама пришла. 2. Мы пошли. – Общего слова, которое можно перенести к каждому блоку, нет. Значит, запятая нужна.
Проверочный диктант.
Задание: найдите слова или блоки, соединенные союзом И. Объясните, почему в одних случаях запятая нужна, а в других – нет.
1.Серая «Волга» скрипнула тормозами и резко остановилась. 2. Трактор радостно тарахтел и вовсю работал колёсами. 3. Солнце садилось, и горизонт пылал тихим огнём. 4. Мама ушла очень счастливая, и глаза её сияли.
Пунктуационная работа.
Задание: расставьте знаки препинания.
Буратино закрыл глаза и вдруг увидел курицу на тарелке. Он живо открыл глаза и курица на тарелке исчезла. Тогда он догадался что ему ужасно хочется есть. Буратино сидел и от холода потихоньку икал. Дверь распахнулась и вошёл папа Карло.
Домашнее задание: подготовьтесь написать текст под диктовку, объясните постановку всех запятых.
Мой знакомый медведь.
Я долго бежал по парку, начал уставать, тревожиться. Вдруг из-за кривой сосны на тропу выскочил медведь. Я схватил ледышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился, обернулся. И вдруг он человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на ёлке.
Урок № 10.
Пунктуационно – орфографическая работа (расставить недостающие знаки препинания и правильно написать слова, то есть вставить буквы).
1.Петя немно..ко осм..трелся и увидел грустную девочку. 2. Но..ка у Фантика уже не б..лела и он решил поехать в г..род. 3. Мартышка чувств..вала себя в безопасн..сти и с интересом поглядывала вниз. 4. Существо подняло руку в варе..ке и обвело окрестности видеорацией. 5. Существо сняло очки и под ними ок..залось прелестное молодое лицо.
Урок № 11.
Прочитайте вслух слова в каждой группе. В каких словах возникает сомнение: что писать после шипящих: о или ё.
В каких словах сомнение возникает:
Кружок, жёлтый, свежего, рыжего;
шёлк, корешок, хорошего;
чёрный, крючок, тучей, задачей.
Когда мы слышим (же, ше, че, ще), сомнения нет – надо писать е.
Когда мы слышим (жо, шо, чо, що), необходимо сделать выбор: о или ё.
Порядок применения правила.
1.Выделите корень слова
орфограмма орфограмма
под корнем за корнем
Ё (кроме ислюч.) 2.Определите часть речи
глагол сущ., прилаг.
Ё О
Исключения!
Пишется О:
шорох, чокаться, трущоба, жом, изжога и чащоба, шов, крыжовник и обжора, шомпол, чопорный и шоры, шоколад, шоссе, шофер – вот и весь набор.
Пишется Ё:
бечёвка, ночёвка и раскорчёвка, тяжёлый, дешёвый, стажёр, ухажер, печёнка, тушёнка, и дирижер.
Словарь:
Чокаться – прикасаться своей рюмкой (бокалом) к рюмке (бокалу) другого.
Трущоба - -ы, ж. 1. Труднопроходимое, густо заросшее место. Лерюлв трущобы. 2. Глушь, захолустье. 3. Грязное и тесное, ветхое жилье, а также (мн.) тесно застроенная, неблагоустроенная...
Жом - -а, м. (спец.). 1. Пресс для выжимания, отжимания. 2. То же, что выжимки. Свекловичный ж. Облепиховый ж. || прил. жомный, -ая, -ое.
Изжога -и, ж. Ощущение жжения в пищеводе.
Чащоба - ы, ж. То же, что чаща (в 1 знач.). Лесные чащобы. || прил. чащббный, -ая, -ое.
Шомпол - лот. -а, oов, м. Стержень для чистки и смазки-канала ствола ручного стрелкового оружия или, в старину, для забивания заряда в ружья, заряжаемые с дула. Дать шомполов (в старой царской армии: наказать, нанося удары такими стержнями). I) прил. шомпольный, -ая, -ое.
Чопорный - -ая, -ое; -рен, -рна. Чрезмерно строгий и принужденный в поведении, в соблюдении приличий. Ч. человек. Ч. ответ. || сущ. чопорность, -и, ж.
Шоры - шор. 1. В упряжи: боковые щитки на уровне глаз животного, не дающие возможности глядеть в стороны. 2. В парной запряжке: упряжь без дуги и хомута, со шлеей (во 2 знач.) (спец.). 3. перен. В,нек-рых выражениях: то, что мешает кому-н. правильно понимать окружающее, ограниченность (книжн.). Ш. на глазах у кого-н. * Взять в шоры, держать в шорах кого - строго ограничивать чьи-н. действия, свободу деятельности. I) прил. шорный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).
Бечёвка - -и, ж. Тонкая веревка. || прил. бечевочный, -ая, -ое.
Раскорчёвка –процесс корчевания деревьев, то есть удаления корня.
Стажёр - -а, м. Лицо, к-рое проходит стаж (во 2 знач.). С.-исследователь. || ж. стажерка, -и (разг.). || прил. стажерский, -ая, -ое.
Ухажёр - -а, м. (прост.). Тот, кто ухаживает (во 2 знач.), поклонник; человек, к-рый любит ухаживать за женщинами. Ухажеры за ней ходят хвостам. || прил. ухажерский, -ая, -ое.
Выборочно – распределительная работа. Задание: выпишите в первый столбик слова с буквой Ё после шипящих, во второй – с буквой О.
1.Его щёки слабо порозовели. 2. Яло показала на решётчатые ворота.3. Шоколадку до обеда не трогать. 4. Зайчонок закрылся в чащобе. 5. Мы втроем пошли за мячом. 6. Он укрылся чёрным плащом. 7. Он стережёт бочонки с вином. 8. Оля пошла за ключом. 9. Я в парусном деле не новичок. 10. Вдруг яхта, как волчок, закрутилась на месте. 11. Ему вместо собаки молодого волчонка подсунули. 12. Старый клоун подошёл к холщовой перегородке.
Пунктуационно - орфографическая работа. Задание: выразительно прочитайте предложения, расставьте пропущенные запятые, вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.
1.Кузя знает что я приш..л из школы. 2. Казалось что Абаж вот-вот сделает больш..й прыж..к. 3. Старенький толстяч..к Пауч..к которого уже не держали ноги свалился в боч..нок с мёдом. 4. Петька который презирал цветы все-таки обвил боч..нок плющ..м. 5.Из-за колонны вышел старец в парч..вом камзоле и ч..рных чулках. 6. Мастер ударил тяж..лую дверь плеч..м и она соскочила с петель. 7. Сашка сбросил тяж..лый меш..к на пол и ш..потом произнёс волшебные слова. 8. Петуш..к петуш..к покажи свой кажуш..к. 9. Ёжик ёжик чудач..к сшил колючий пиджач..к.
Домашнее задание:
Задание: спишите, вставьте, где надо недостающие запятые и буквы.
1.Если ты не уйдёш.. проч.. тебе будет плохо д..вч..нка. 2. Улитка улитка высунь ро..жки! Дам лепё..ки свиные но..ки каши горш..к хлеба ворош..к. 3. Сл..нёнок ш..л позади всех и чу..ствовал себя ужас..но неловко. 4. Он подош..л к распахнутому настеж.. окну и увидел что рядом с Волькой ст..ит ч..дной старич..к.
Когда ш..л этот разг..вор в распахнутое настеж.. окно загл..нул луч.. со..нца.В зале сразу посв..тлело!
- Ах! Со..нце! Чудес..но! Прелес..но! – радос..но выкр..кнул воскл..цательный знак.
Немного погодя учитель со свеч..й вош..л к Алёше в комнату. Посмотрел, всё ли в поря..ке и вышел проч... Он закрыл дверь ключ..м. Ноч.. была месячная и сквозь ставни падал в комнату бледный луч...
Урок № 12.