Гласные после ц

Можно ли на слух определить, какую букву надо писать после Ц – Ы или И – в словах ц(и-ы)рк, панц(и-ы)рь, авиац(и-ы)я, традиц(и-ы)я, куц(и-ы)й, птиц(и-ы)? НЕТ? Значит, надо воспользоваться правилом.

Порядок применения правила.

1.Выделите корень слова.

2. Проверьте, где находится орфограмма.

под корнем за корнем

на –ция?

И

Да Нет

И Ы(-цын, - цый, -цы)

В существительных на –ция

Мы всегда напишем –ия.

А под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву И.

А в концовке –цын, -цый, цы

Пишем только букву Ы

Образец рассуждения:

Ц(и-ы)ркач – корень ц..рк, орфограмма под корнем, надо писать И – циркач.

Авиац(и-ы)я – орфограмма за корнем, слово заканчивается на –ция, надо писать И.

Выделите орфограмму.

Цифра, циркуль, циферблат, цирк, циклон, циклоп, цыплёнок, цыган, цыпочки, цыкнуть, циновка, цитрусовый;

Авиация, традиция, пунктуация, провокация, цивилизация, пропорция, порция;

Сестрицын, куницын, царицын, троицын; куцый, круглолицый, птицы, пальцы, улицы; сверстницы ровесницы.,

Пунктуационно - орфографическая работа.

1.Посмотриш.. на красную ц..фру в календаре и радуеш..ся. 2. Никита открыл дверь английским ключ..м и на цыпочках прош..л в детскую. 3. Коля доб..жал на ц..почках до входа в зал и выгл..нул. 4. Ц..ферблат на ч..сах был нарисован наоборот и стрелки двигались наза... 5. На углу улиц.. была вделана реш..тка и здесь вода совершенно распл..салась. Она пл..сала и булькала, как ц..рковая музыка.6. Вокруг д..ревьев ц..ркулировал тёплый воздух который поднимался из реш..ток. 7. Когда я был ещё совсемкуц..м щенком Зина мне про этот сад рассказывала.8. Самые крошечные дети выл..зли из лож.. на арену и устроили свой ц..рк. 9. Дуйте дуйте ветры в поле чтобы мельниц.. м..лоли.

Домашнее задание:

Выпишите слова с орфограммами «О-Ё после шипящих», «Ы-И после Ц», «Безударная гласная в корне». Напишите изложение, используя выписанные слова.

В это время к Никите и Мите подошёл цыган.

Этот цыган был не настоящий цыган – чёрный, бородатый, с серьгами в ушах.

Этот Цыган была собака. Он сунул Мите в щёку холодный нос. Поднял лапу и подал её Никите, после чего вежливо улыбнулся.

Цыган была серая, худая и очень добрая собака, большой друг Никиты и Мити, и такая умная, что про неё один мальчик сказал, будто она даже говорит, но не всегда, а когда захочет.

Урок № 13.

В этих сочетаниях может быть спрятана непроизносимая согласная: сн – стн: ужасный –прелестный; зн-здн: грузный – праздный; рдц: сердце; лнц: солнце; стл: счастливый; ств: производство.

Порядок применения правила:

1.Сочетания сн, зн, рц, лц, стл, ств сигналят: проверьте, нет ли в сочетании непроизносимой согласной?

2. Измените слово так, чтобы после неясного звука шёл гласный или мягкий знак.

Образец рассуждения:

Извес..ный – в сочетании сн может быть непроизносимая согласная. Изменяем слово так, чтобы после неясного звука шёл гласный – известен. Значит, нужно писать непроизносимую т: известный.

Выделите орфограмму.Подчеркните сочетания букв, в которых может появиться непроизносимая согласная. Проверьте непроизносимую согласную в корне слова.

А) Подберите проверочное слово-существительное.

Яростно – ярость, властно -________, известно - ________, грустно - _______,

Честно - _______, совестно - _________, жалостно - _________, радостно - ________.

Б) Подберите проверочное слово - краткое прилагательное(смотри урок№1).

Опасный – опасен, прекрасный – прекрасен, ужасный - ________, известный -________, прелестный - _________, грустный -_________, радостный -________, праздный -___________, яростный -__________, честный -_______, страстный -__________, властный -_________, искусный -_________.

Словарь:

Праздный – напрасный;

Искусный – умелый.

Орфографическая разминка.

Сер..це, со..нце,ус..ный, звёз..ный, совес..ливый, я..ственный, чу..ство, счас..ливый, несчас..ный, лес..ный, окрес..ный, мес..ный, кос..лявый.

Пунктуационно - орфографическая работа.

Выразительно прочитайте предложения, расставьте запятые, подсказанные перечислительной интонацией или союзами - сигналами. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Выделите орфограммы «Безударная в корне слова», «Непроизносимые согласные».

1.Оля чу..ствовала что пов..яло в..терком. 2. Оля чу..ствовала что не может открыть гл..за. 3. Роботы ск..рее погибнут чем подвергнут опас..ности человека. 4. Коля понял что автобус скорос..ной.5. Коля не сомн..вался что Алисе грозит опас..ность.6. Это была грус..ная история которая доказывала что в..ровать опас..но.7.здесь росли самые интерес..ные породы трав пели самые искус..ные птиц...

Домашнее задание: сочинение по опорным словам. Вставьте, где нужно пропущенные буквы.

Предвес..ник гр..зы, опас..ный бер..г, тр..вожное предчу..ствие, беззвез..ное небо, безжалос..но хлестать, ярос..но скр..жетать, опас..но накр..ниться.

Урок № 14.

После приставки на согласную перед е, ё, я, ю пишется разделительный Ъ: съел, объявление, въедливый.

В остальных случаях перед е,ё,я,ю пишется разделительный Ь: вьюн, пью, бьющий.

Выделите орфограмму.

В словах с Ъ выделите приставку и подчеркните е,ё,я,ю. В словах с Ь подчеркните е, ё, я,ю.

1.Съёмка, съёжиться, съехать, въезд, въехать, объём, объект, объявление, изъян, изъять, разъединить, разъезд, подъём, подъезд.

2. Пьеса, вьюга, бьёт, пьют, вьюк, льёт, вьюн, гнездовье, полынья, воробьи, низовье, ружьё, муравьи.

3. Въявь – вьюк, въезд – вьюга, изъять –обезьяна, объём – бьёт, объяснить – бьющий, въедливый – вьюн, объезд – воробьи, объёмный – пробьёмся.

Орфографическая разминка.

1.Вы мож..те раз..езжать по к..ролевству на моей карет.. 2. Карета и всадники в..ехали в ущел..е.3. На пр..стан.. я пред..явил свой пропуск. 4. Восем.. роботов ушли со с..емочной площадк...5. К под..езду мы под..ехали на автомобил... 6. Я пош… к следующ…ему под…езду. 7. Мишка уже в…ехал во двор и к лавочк…. 8. У в…езда распол…галась охрана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: