Тема № 13. Понятие и цели наказания. Система наказаний

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие и признаки уголовного наказания.

2. Соотношение наказания и уголовной ответственности.

3. Цели наказания.

4. Система наказаний.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ При подготовке к первому вопросу следует знать, что по­нятие наказания раскрывается в ч. 1 ст. 43 УК РФ путем опи­сания признаков и содержания этого института уголовного пра­ва. Необходимо уяснить содержание наказания и суть каждого признака, т.к. их понимание позволяет:

- отграничить эту наиболее строгую форму государствен­
ного принуждения от иных мер принуждения (гражданско-пра­
вового, административного, дисциплинарного характера);

- отграничить наказание от иных мер уголовно-правового
воздействия (принудительных мер медицинского характера -
ст. 97-104 УК РФ; принудительных мер воспитательного воз­
действия - ст. 90-92 УК РФ).

Наказание - мера государственного принуждения, назнача­емая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, при­знанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица1.

Анализируя определение наказания как уголовно-правового явления, можно выделить следующие признаки:

- наказание представляет собой меру государственного при­
нуждения. Государственный характер меры принуждения озна­
чает, что наказание может быть назначено только от имени го­
сударства и в интересах всего общества, т.е. наказание носит
публичный характер;


- исключительным правом на назначение наказания облада­
ет только государство;

- наказание может быть назначено лишь за то деяние, ко­
торое в соответствии с уголовным законом является преступ­
лением;

- наказание устанавливается только уголовным законом (ис­
черпывающий перечень наказаний содержится в ст. 44 УК РФ);

- наказание носит индивидуальный характер, т.е. применя­
ется только к тому лицу, которое совершило преступление;

- наказание применяется к лицу, признанному виновным в
совершении преступления. Согласно ст. 49 Конституции РФ каж­
дый обвиняемый в совершении преступления считается неви­
новным, пока его виновность не будет доказана в предусмот­
ренном федеральным законом порядке и установлена вступив­
шим в законную силу приговором суда;

-принудительный характер наказания означает, что лицо обязано подчиниться вступившему в законную силу приговору суда и претерпеть лишения и ограничения, связанные с приме­нением наказания;

- наказание заключается в предусмотренных УК РФ лише­
нии или ограничении прав и свобод;

- наказание влечет за собой судимость (ст. 86 УК РФ). Лицо,
осужденное за совершение преступления, считается судимым
со дня вступления обвинительного приговора суда в законную
силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, осво­
божденное от наказания, считается несудимым.

Анализ всех признаков наказания позволит курсанту (слуша­телю) разобраться, что отличие наказания от иных мер госу­дарственного принуждения состоит:

- в основаниях назначения;

- правовых последствиях;

- особенностях процедуры применения;

- субъектах применения;

- карательном воздействии.


В результате изучения второго вопроса необходимо уметь отграничивать уголовную ответственность от наказания, так как это нетождественные понятия. Этому может способствовать анализ ст. 92 УК РФ, в которой речь идет о том, что несовер­шеннолетний, осужденный за совершение преступления неболь­шой и средней тяжести, может быть освобожден судом от на­казания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ. А согласно ч. 2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а так­же тяжкого преступления (кроме тех, которые предусмотрены ч. 5 ст. 92 УК РФ), может быть освобожден судом от наказа­ния и помещен в специальное учебно-воспитательное учрежде­ние закрытого типа органа управления образованием.

Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответ­ственность без назначения наказания и судимости и уголовную ответственность с назначением наказания и судимостью. Это означает, что понятие уголовной ответственности шире поня­тия наказания. Необходимо уметь различать общие и различ­ные признаки в указанных понятиях.

Раскрывая содержание третьего вопроса, курсанту (слу­шателю) целесообразно рассмотреть социальное назначение наказания, его социальные функции, соотношения различных функций наказания в связи с историческим развитием уголов­но-правовой доктрины. Кроме того, необходимо назвать и объяснить цели наказания в действующем уголовном законе.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ целями применения наказания являются:

- восстановление социальной справедливости. При этом на­
казание, применяемое к лицу, совершившему преступление, дол­
жно быть справедливым, т.е. соответствовать характеру и сте­
пени общественной опасности преступления, обстоятельствам
его совершения и личности виновного (ст. 6 УК РФ);

- исправление осужденного. Суть данной цели состоит в том,
чтобы лицо изменило свое отношение к закону, правам и свобо-


дам граждан и т.п. и не совершило новых преступлений, стало законопослушным гражданином. Эта цель может быть достиг­нута путем применения как справедливого наказания, так и си­стемы мер воздействия на осужденного со стороны органов государства, исполняющих наказания;

-предупреждение совершения новых преступлений. Сам факт существования и применения наказаний за совершение преступлений оказывает превентивное воздействие на граждан. Важно знать, что в теории уголовного права выделяются спе­циальное (частное) и общее предупреждение преступлений2. Нужно различать эти понятия и знать их назначение:

- специальное (частное) предупреждение заключается в пре­
дупреждении совершения новых преступлений самим осужденным;

- общее предупреждение заключается в предупреждении
совершения преступлений иными лицами.

Изучая данный вопрос, важно уяснить, какими путями дос­тигаются названные цели и какие факторы, показатели свиде­тельствуют о достижении или недостижении этих целей наказа­ния. Следует указать, что все цели наказания взаимосвязаны и

взаимообусловлены.

При изучении четвертого вопроса обучаемый должен уяс­нить, что система наказаний представляет собой не просто пе­речень видов наказаний, но и строго определенную последова­тельность их в этом перечне. Репрессивное воздействие на пре­ступника со стороны государства зависит от вида наказания. Чем шире спектр возможного репрессивного воздействия, тем больше предпосылок для назначения наказания, в полной мере соответствующего характеру и степени общественной опасно­сти совершенного преступления. Необходимо твердо знать, ка­кие наказания, предусмотренные УК РФ, суд не вправе назна­чить и по какой причине.

Система наказаний - это установленный уголовным зако­ном исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести3.


В соответствии со ст. 44 УК РФ видами наказанияявля-ются: штраф; лишение права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью; лишение спе­циального, воинского и почетного звания, классного чина и го­сударственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Ст. 88 УК РФ устанавливает виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним: штраф; лишение права заниматься опре­деленной деятельностью; обязательные работы; исправитель­ные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.

Положения о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания не­обходимых условий для исполнения этих видов наказаний.

Наказания, предусмотренные уголовным законом, можно классифицировать по следующим признакам4:

- по способу назначения;

- по субъекту;

- по характеру воздействия.

В соответствии со ст. 45 УК РФ наказания по способу на­значения подразделяются на три категории:

- основные;

- дополнительные;

- наказания, применяемые в качестве как основных, так и
дополнительных.

К основным относятся такие виды наказаний, которые на­значаются только самостоятельно и не могут присоединяться к другим наказаниям. В их число входят: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ог­раничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, по­жизненное лишение свободы, смертная казнь.

134-


Дополнителънъгми называются наказания, которые назнача­ются не самостоятельно, а в дополнение к основным. К этой груп­пе наказаний закон относит лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний применяются штраф и лишение права занимать оп­ределенные должности или заниматься определенной деятель­ностью.

По субъекту, к которому может применяться наказание, мож­но выделить:

- общие наказания;

- специальные наказания.

К общим относятся наказания, применяемые к любым ли­цам, виновным в совершении преступления.

Специальные — наказания, которые могут быть назначены только отдельным категориям лиц, совершившим преступление (например, содержание в дисциплинарной воинской части- во­еннослужащим, смертная казнь - мужчинам от 18 до 65 лет).

По характеру воздействия на осужденного различают:

- наказания, не связанные с лишением или ограничением
свободы (штраф; лишение права занимать определенные долж­
ности или заниматься определенной деятельностью; лишение
специального, воинского или почетного звания, классного чина
и государственных наград; обязательные работы; исправитель­
ные работы; ограничение по военной службе);

- наказания, состоящие именно в лишении или ограничении
свободы (ограничение свободы; арест; содержание в дисцип­
линарной воинской части; лишение свободы на определенный
срок, пожизненное лишение свободы);

- смертная казнь.


Вопросы и задания для проверки знаний:

1. Дайте понятие уголовного наказания. Какое место
занимает уголовное наказание в системе мер борьбы с пре­
ступностью?

2. Что такое наказание и уголовная ответственность?

3. Назовите отличительные черты уголовного наказа­
ния от других мер государственного принуждения.

4. Определите цели уголовного наказания. Какие соци­
ально-правовые меры направлены на повышение эффек­
тивности уголовного наказания?

5. Дайте понятие системы наказаний и определите ее
значение.

6. Назовите виды наказаний.

7. Как уголовное право классифицирует наказания по спо­
собу назначения, по субъекту, по характеру воздействия?

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: