История Нэнси

Мне тоже известны муки заточения, Но не за холодными каменными стенами

и не за колючей проволокой. Находясь в темнице из плоти и костей, я боялась того,

Что мое настоящее «я» будет

Осмеяно, проигнорировано, не признано и отвергнуто.

Свернувшись калачиком на диване в родительском доме,

Я плакала и отгоняла прочь мучительные мысли,

Внушая себе, что все будет хорошо.

А затем я садилась и окружала свое тело глухой стеной,

Чтобы не впустить в него незваных гостей;

Потому что сохранность моего дома была нарушена двумя мужчинами, живущими по соседству.

Я ничего не смыслила и в своей паутине воспринимала отца строгим и неумолимым;

Но все же я смеялась и играла с ним. Я приводила в дом других детей, и мы вместе играли. Восторгаясь его остроумием, мудростью и талантом,

я научилась слышать от него те слова, которых он не мог сказать. Почему же я никак не могла ему угодить?

Моя кроткая и ласковая мама гладила бархатистой рукой мои волосы,

Очень нежно касаясь меня,

Пыталась убедить меня в отцовской любви.

Но парализующий страх заставлял видеть

действительность и истину в ином свете, —

так что мы оба чувствовали себя отвергнутыми.

Он не мог дать того, чего у него не было. Жаль, но я тогда не понимала, что поступки и подарки

и заменяли ему слова,

а недовольство, которое он проявлял,

было своего рода похвалой, только замаскированной.

Но этому пониманию не суждено было прийти,

пока я не обнаружила, что знание — это ключ,

и что мужество открывает им двери. Эта книга — рассказ о побеге из тюрьмы.

Это рассказ о пути к свободе чувств.

Рассказ о том, как я вырвалась из липкой паутины

И стала свободной О, Господь, озари нас Своим светом

и дай нам взглянуть изнутри на самих себя.

Разбей цепи, которые держат нас в плену

нашего малолетства и незрелости.

Приготовь наши сердца для единства

и полноты в Твоем Духе.

Давид Симандз

Запутавшиеся в паутине

Я, Господь, призвал Тебя... Чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.

Ис. 42:6, 7.

Мы жили в плену прошлого и совершили побег. Мы носили цепи отверженных — они глубоко врезались в наши души, но теперь мы наслаждаемся свободой ощущений, принятые такими, какие мы есть. Мы поделимся с вами опытом, который приобрели на тернистом пути, пройденном нами за полстолетия. И это не какое-то абстрактное знание. Оно выстрадано нами. Это проникновенная повесть Святого Духа, открытая нам Небесным Отцом и ниспосланная из любви к нам; повесть о борьбе между добром и злом, в которую мы оказались вовлечены.

(Рон) В отличие от той невидимой ловушки, в которой оказалась Нэнси, живя в уютном и теплом доме, я попал в настоящий жестокий и немилосердный капкан: одиночная камера размером 120x180x180 см в тюрьме на юге США — самое жестокое наказание, какое только можно придумать. С самых пеленок меня преследовало чувство, что я никому не нужен, и это чувство с годами только усиливалось. Озлобленность, естественно возникающая из ощущения отверженности, переросла в бунт, который проявлялся в различных выходках, становившихся с возрастом все более дерзкими. Вскоре после смерти отца по решению суда меня вместо тюрьмы направили служить на флот. Мне было семнадцать лет, и потребность заглушать свою боль тем единственным способом, который я знал на «гражданке», все более усиливалась. Мне требовалось все больше спиртного, и я был более или менее трезв только при исполнении служебных обязанностей. Жалованья матроса не могло хватать на возмещение того эмоционального дефицита, который я постоянно испытывал.

Сразу после увольнения в запас я принялся воровать по мелочам, чтобы как-то заглушать себя. Судебные дела, равно как и аресты, следовали один за другим, и наконец я угодил за решетку. Я побывал во многих тюрьмах, пока не оказался в «Большом доме» в штате Теннесси.

В одной небольшой тюрьме, работая под жарким южным солнцем, я получил обширные солнечные ожоги. В ответ на просьбу чем-нибудь помочь охранник дал мне машинное масло, от которого кожа «поджарилась» и все тело превратилось в огромный волдырь. Я попросил охранника выдать мне пропуск в лазарет, на что он, обозлившись, ответил: «Хорошо, сейчас получишь пропуск. Пойдем!»

Он отвел меня в карцер, где я и просидел несколько недель на воде и хлебе. Очутившись там, совершенно один в мокрой и вонючей конуре, единственное, чем я мог заниматься, страдая от невыносимой физической боли, — размышлять о своей жизни. Леденящее ощущение того, что ты покинут семьей, друзьями, обществом, и разрастающаяся внутри ярость одолевали меня.

Бывало ли у вас когда-нибудь такое чувство, что вы бьетесь в паутине обстоятельств, но все усилия освободиться тщетны и вам уже никогда не вырваться? Может, именно сейчас вы тоже испытываете нечто подобное?

Может быть, вы чувствуете себя очень одиноким, хотя вокруг полно людей? Все, похоже, объединились в группы, а вас отвергли. Вас удивляет, как это другие могут жить так беззаботно, когда у вас на душе так тяжело?

Возможно, вас одолевают необъяснимые приступы гнева. Или вы все время срываете свою злость на детях, хотя и знаете, что неправы и уже неоднократно обещали себе и им, что этого никогда больше не повторится.

Не впадаете ли вы иногда в детство? Вам все время кажется, что вы не способны ни мыслить, ни чувствовать, как взрослый человек. И ваши поступки становятся импульсивными и безответственными.

Не находите ли вы, что вас так и тянет к людям, которые в конечном итоге «накажут» вас эмоционально и физически? Почему вы все время попадаете в положение жертвы?

Может быть, вы часто разочарованы своими отношениями с Богом — как будто вам никак не удается установить с Ним контакт. И у вас такое ощущение, как будто Он тоже не желает этого.

А, может, ваша жизнь превратилась в сплошную полосу неудач и вы сами стали собственным злейшим врагом — вредите сами себе и отталкиваете от себя окружающих своими словами и поступками?

Почему все люди вокруг вас так дисциплинированы и умеют управлять своей жизнью, а ваша жизнь — как лодка без весел — гонима всеми ветрами? И вам никуда не удается приплыть, поскольку вместо того, чтобы налегать на весла, вы тратите силы на то, чтобы плясать под дудку тех, от кого зависите.

Приходится ли вам играть роль, а не быть самим собой, ради того, чтобы быть признанным? Согласны ли вы пойти на все, лишь бы добиться чьей-то любви?

А, может быть, в вас борются два чувства? Одно: «Я всегда недостаточно хорош» — и это превращает вас в трудоголика, который из кожи вон лезет, стараясь угодить начальнику. И другое: «Зачем стараться? Всем все равно» — и это гасит у вас всякое стремление к победе. Возможно, вас пугает приближение Дня матери или Дня отца? Вы чувствуете вину за то, что у вас нет желания отправить им открытку; или же вы тратите время на поиски такой открытки, чтобы на ней не было слов «с любовью», потому что в детстве вы не видели любви со стороны родителей.

Или вы считаете, что жизнь обошлась с вами несправедливо и заведомо поставила вас в положение проигравшего, обделив вас красотой, талантом и умом?

Представляете ли вы иногда себя в сексуальных видениях не со своим партнером? Или вас, возможно, тянет к порнографии, стриптиз-шоу, проституции или в массажные салоны, как будто еще один сексуальный опыт заполнит пустоту вашего сердца?

Отчего вы ни с кем не можете подружиться, и почему, когда дружба с кем-то достигает определенного рубежа, вы сами разрываете отношения? Кажется ли вам, что нас псе время отвергают?

Возникает ли у вас иногда желание уснуть и больше никогда не просыпаться?

Если что-то из перечисленного знакомо вам, то вас ждет хорошая новость: совсем необязательно быть той мухой которая запуталась в паутине и ждет паука. Необязательно в страхе дожидаться его ядовитого укуса. Вы можете прозреть, осознав причины, которые привели вас к такому состоянию. Вы можете вырваться из плена своего разума и преодолеть страх отвержения. Вы можете покинуть темницу своего заключения и наслаждаться светом свободы (см. Ис. 42:7). Вы можете вырваться из паутины.

Как? Ответом является понимание мотивов ваших поступков. Нельзя избежать личной ответственности, перекладывая вину на других или на обстоятельства. Фактически поиск виноватых не ведет к решению проблемы. Единственный способ вырваться из ловушки — это реально увидеть все хитросплетения той борьбы, в которую вы вовлечены.

Все дело в том, что сила, о которой вы, возможно, никогда и не подозревали, порождает в вас мысли и

чувство отверженности, управляет вашими поступками и не дает вам жить полноценной жизнью со Христом. Вот что говорит Иисус: «Вор [дьявол] приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).

Некоторые люди ставят под сомнение существование дьявола и его ангелов, но логично ли верить Богу и Его Слову и не верить тому, что Бог говорит о реальном существовании дьявола, врага Божьего. К. С. Льюис в предисловии к своей притче «Свитки с письмами» отмечает: «Относительно бесов человечество впадает в два равнозначных, но противоположных друг другу заблуждения. Первое — это полное неверие в их существование. Второе — это вера, переходящая в чрезмерный и нездоровый интерес к ним» Дьявол — это отец лжи, и он нагло лжет вам, утверждая, что вы ни на что не годны! Он хочет, чтобы вы испытали такую же боль отверженности, какую он сам испытал, когда решил жить без Бога. И если ты поддашься этому чувству оставленности, то ты кончишь тем же, что и он, — отчаянием и безысходностью.

Бог не играет в игры. А вот дьявол играет, и условием его игры является следующее: выигрывает тот, у кого больше сторонников. Как на гигантском шахматном турнире, дьявол стремится сделать как можно больше матов. Хотя он и понимает, что уже проиграл Богу Вселенной, однако не желает погибать в одиночку. Ты — пешка в его игре. Мучение легче переносить в компании. Конец близок. Его злость перерастает в ожесточение. И он ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Он создает такие обстоятельства, чтобы снова всплыла на поверхность и обострилась боль вашего детства.

* Сатана делает все возможное, чтобы погубить вас и ваших детей. Ибо, погубив вас, он поразит и ваших детей, а также и ваших внуков — до третьего и четвертого рода, — если вы лично не примете решение разорвать этот круг и стремиться к восстановлению. Нужно набраться мужества и сказать: «Я больше не желаю страдать от чувства отверженности сам и передавать его своим детям. Я больше не желаю быть пешкой в этой дьявольской игре; не желаю убирать мусор за дьяволом!» Если вы сейчас не примете такое решение — немедленно и на всю жизнь, — то дьявол получит возможность передать всю тяжесть и зловоние и своей, и вашей жизни вашим детям и внукам.

Зло, исходящее от влияния дьявола на детей, заключается в параличе восприятия. И тогда мы становимся невосприимчивы к предостережениям и обличениям, что делает почти невозможным изменение нашей жизни.

Ложь

Позвольте объяснить вам природу хитроумных уловок, которые использует дьявол, чтобы ввести в заблуждение все человечество. Все это началось еще в Едемском саду, когда Ева на время отлучилась от своего мужа. Предоставленная самой себе, она была очарована говорящим змеем и не устояла перед соблазном. Но, похоже, она знала о Божьем повелении относительно дерева познания добра и зла. Более того, она кое-что добавила к словам Бога, сказав, что к плодам этого дерева нельзя даже прикасаться. И все же дьявол сумел убедить Еву, будто Бог просто пытается скрыть от них сокровенное знание и что если она вкусит от дерева, то будет подобна Богу, знающему добро и зло.

До этого момента Адам и Ева пробовали плоды только дерева жизни и других деревьев, поддерживающих жизнь, так что все их знания были только о жизни.

Однако после того, как Адам и Ева вкусили от запретного плода, они не только узнали, что такое стыд, но и познали смерть. Чувство вины, совершенно неизвестное им до этого, вызвало в них стыд, который заставил их спрятаться от Бога и попытаться прикрыть свою вину и стыд смоковными листьями. С этого и начался процесс их умирания.

Любящий Бог предоставил им свободу выбора, поскольку Он хотел, чтобы Адам и Ева, а также последующие поколения (для чего Он наделил их способностью воспроизведения потомства) были не просто роботами, но партнерами на добровольной основе и близкими друзьями Бога. К сожалению, грехопадение вызвало у Адама и Евы «болезнь» (отсутствие свободы), с которой все последующие поколения были вынуждены или бороться, или терпеливо сносить.

Со времен Адама и до наших дней в основе человеческого естества гнездится лукавство — наследие врага Божьего. Ложь вселилась в Адама и Еву с момента их грехопадения, и это подтвердилось тем, что они укрылись от Бога, прикрываясь листьями. Это ложь о том, что вы лишены всякого достоинства и ценности. Оценивая свои мысли, чувства и поступки, вы убеждаетесь в правдоподобности этого обмана. Косметическая промышленность и салоны мод наших дней зарабатывают огромные деньги на тех из нас, кто чувствует необходимость прикрывать и приукрашать то, что мы считаем горькой правдой о себе, — нашу никчемность.

Непосредственно от Адама и Евы мы унаследовали эту ложь, усиленную и приукрашенную каждым последующим поколением. Она передается от отца к сыну, от деда к внуку, и сейчас мы научились весьма изощренно прикрывать эту ложь. Листья смоковницы превратились в модные одежды, косметику, фальшивые маски нашего поведения, которые мы носим в обществе. Мы смотрим на наших родителей, родственников, друзей детства и учимся сохранять и поддерживать эту ложь.

Итак, во-первых, мы получаем эту ложь как наследство. Вдобавок ложь приходит к нам из окружения. И когда наши семьи и церкви отвергают или игнорируют наши многочисленные потребности и желания, мы снова и снова убеждаемся в том, что наша личность почти не имеет никакого достоинства или ценности. Когда основные потребности детей не находят удовлетворения (см. главу 8), тогда у них возникает убеждение в том, что они не заслуживают внимания и заботы. Такое пренебрежение усиливает изначальную ложь, которую мы унаследовали от предшествующих поколений, и мы все больше убеждаемся в том, что мы нелюбимы и что мы недостойны любви. И нельзя обвинять наших родителей в том, что они специально отказывают нам, — они просто повторяют то, чему научились у своих родителей, которые, в свою очередь, так же игнорировали их потребности.

В-третьих, эта ложь усугубляется опытом жизни, причиняющим нам ущерб в виде чувства отвержения, сексуальных домогательств, эмоциональной и/или физической грубости. Все вышеперечисленное налагает на детей отпечаток, во-первых, из-за гнездящейся в них самих изначальной лжи о своей ущербности, и, во-вторых, из-за детской готовности брать на себя вину за все, что произошло.

Если к тому же родители либо воспитатели своими как явными, так и скрытыми обвинениями сваливают всю вину на них, то дети обречены нести этот груз вины и стыда до тех пор, пока каким-то образом им не откроется истина.

С возрастом становится все труднее изменить составленное о себе мнение, а следовательно, и изменить негативное русло своей закомплексованной жизни. Более того, мы избегаем всякой информации, противоречащей устоявшимся взглядам на самих себя. Нас убедили в том, что мы ущербны, слабы, недостойны и бесчестны, и мы отчаянно сопротивляемся любым попыткам разрушить этот стереотип. Если принять во внимание, что наша система ценностей в основном оформляется к восьми годам, то становится понятным, что большинство из нас проводят всю свою жизнь в плену у лжи. Мы придумываем слова, прикрывающие ее, и употребляем их, описывая свое мнимое величие или, наоборот, свои мнимые недостатки. Но в какую бы сторону ни качнулся маятник — к мании величия или к комплексу неполноценности, это механизм все тех же часов! Только вспомните, сколько полуправды и полулжи мы говорим, лишь бы не открылись наши истинные чувства о самих себе. Подумайте, какая ваша полуправда является самой излюбленной?

Те многочисленные обманы, прикрывающие нашу изначальную ложь, понуждают нас к поступкам, которые мы совершаем, чтобы замаскировать ее. Мы начинаем вступать в отношения взаимозависимости, поскольку убеждены, что сами не справимся и кто-то обязательно должен подсказать, что и как нам делать, либо же аплодировать нам за каждый хороший поступок. Мы попадаем в зависимость от алкоголя, наркотиков, телевидения, секса, покупок, работы, религии и даже сна. Мы покупаем дома, одежду и автомобили, стоимость которых намного превышает наши доходы, и это заставляет нас еще больше работать, чтобы покрыть расходы на весь этот «камуфляж». Мы раскрашиваем лица, укорачиваем носы, меняем цвет волос, носим накладные ногти, занимаемся благотворительностью, слишком много едим или, наоборот, морим себя голодом, притворно улыбаемся — и все это для того, чтобы мир увидел, что у нас все это есть и мы все это можем!

Одна из самых распространенных фобий человечества, — боязнь однажды увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. А что если мы вдруг поймем, что способны любить, творить и наделены другими талантами? Тогда придется менять свое поведение, образ жизни, а любая перемена страшит. И любая информация, уводящая нас от уверенности в своей неполноценности, истолковывается нами как заблуждение, а значит, это опасно, и вот уже большинство из нас отворачивается от нее. Мы всячески противимся личному возрастанию, ибо это таит в себе другие опасности. А что если в процессе возрастания выяснится, что мы и в самом деле слабы и никуда не годны, о чем мы и так давно догадывались? Как это скажется на нас и что тогда делать? Мы приносим в жертву личное счастье, работу, свои цели, мечты, успехи и, что хуже всего, отношения с близкими, и все это ради защиты изначальной лжи. Какая карусель бессмысленности и страданий кружит нас, когда мы поколение за поколением повторяем путь неправды, проторенный отцом лжи! Мы чувствуем, что у нас не хватит мужества покончить с болью, которая берет начало в обидах детства; и мы опасаемся любой информации, потому что она заставит нас презирать себя, когда откроются все наши недостатки и наша никчемность, о которых мы пока еще только догадываемся.

Нас заинтересовал такой вопрос: не связано ли присущее многим упорное нежелание возрастать и совершенствовать свой характер с тем, что Ева однажды проявила неумеренное любопытство у дерева познания добра и зла, которое закончилось трагедией как для нее, так и для всех последующих поколений, унаследовавших от нее все возрастающую греховность и опасность вечной погибели? Если на этот вопрос дать положительный ответ, то все окажется поставленным с ног на голову. Ведь на самом деле Еву погубило не любопытство, а то, что она перестала есть плоды дерева жизни. Если бы она продолжала вкушать от него, мы бы смогли избежать участия в тех сражениях, которые нам приходится вести сегодня. Дерево жизни находится в Слове Божьем; и когда мы всей душой и сердцем будем вкушать плоды его истин, оно дарует нам свет и жизнь! «О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня [боготворить Меня с любовью] и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» «Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Втор. 5:29, 33).

Чего мы раньше не понимали, так это того, что все, происходившее с нами в детстве, становится фильтром, через который пропускаются все события нашей взрослой жизни. Незатихающая боль, которую мы постоянно носим в себе, переходит на события нашей повседневной жизни — наши мысли, чувства, а также наши поступки. Часто эти события детства так же губительны для нас, как

и запретный плод для Евы. И как это ни прискорбно, но благословение оказывалось всегда рядом, однако нам никогда даже в голову не приходило, что исцеление от этих ущербных мыслей и чувств вообще возможно. Мы заблуждались, полагая, что обречены терпеть эту боль, стиснув зубы и стеная, до самого Пришествия Христова. Когда Иисус приглашает нас прийти к Нему со всеми нашими тяжелыми бременами и мучениями от непосильного труда, то Он говорит о той ноше страданий и боли, которую возложил на нас дьявол, чтобы лишить нас, измученных, всякой надежды и воли продолжать свой путь. В Учебнике жизни говорится о том, как сбросить с себя эту ношу, но силы зла ослепили нас, чтобы мы не смогли правильно понять и распознать этот способ. Но как только мы принимаем решение следовать Божьему плану, нам открывается доступ к древу жизни и мы можем вкушать плоды, дающие жизнь вечную.

Истина

Бог сотворил тебя; умер, чтобы искупить тебя; и Он знает, как спасти тебя. У тебя есть полное право стать членом Его царственной семьи, но только если сам того пожелаешь. Ты можешь разорвать паутину сатанинской лжи — но выбор за тобой. Впрочем, выбрать — означает принять решение, решение разума. Дьявол знает это и поэтому направляет главный удар на способность Божьих детей принимать разумные решения. Он разработал хитроумный план, вызывая боль, которую вы испытали в прошлом. Всякое такое болезненное переживание пробуждает в вас чувство отверженности. Действуя подобно разрушительному компьютерному вирусу, это чувство наносит ущерб вашей способности принимать решения. Оно вносит неразбериху во все ваши чувства, влияя на ваши мысли и поступки. В результате, подчиняясь этой иррациональной силе, вы начинаете совершать поступки против своей воли, затрудняя, таким образом, принятие решения в пользу Христа. Дьявол старается полностью парализовать свою жертву. И он прекрасно знает, что если ему удастся взять под свой контроль ту часть вашего подсознания, где хранятся разрушительные ощущения отверженности, причиняющие боль воспоминания о неудовлетворенных потребностях и неправильных поступках прошлого, то он заставит вас смотреть и на события вашей взрослой жизни через искаженные очки отвержения. Вы станете повсюду искать подтверждение той изначальной дьявольской лжи, будто вам никогда не добиться признания и одобрения окружающих.

В природе действует закон замещения, который гласит, что два предмета не могут одновременно занимать одно и то же место. То же верно и в отношении разума, который не может быть одновременно заполнен отрицательными чувствами, вызванными воспоминаниями о страданиях и обидах прошлого, и всепоглощающей любовью к Богу.

Дьявольский план расправы над человеком предусматривает самоуничтожение человечества, начиная с самых слабых его представителей — детей. Слова Рэндалла Терри, одного из основателей организации «Операция спасения», цитировались в номере журнала «Тайм» от 21 октября 1991 года: «Я верю в существование дьявола и знаю, что он задумал. Во-первых, он делает все, чтобы вообще не было детей. Во-вторых, если их все же зачинают, он стремится уничтожить их абортами. Тех же, кто остается в живых, он подвергает лишениям и оскорблениям: физическим, эмоциональным и сексуальным...

Так или иначе легионы бесов стремятся погубить детей, потому что в будущем дети, вырастая, становятся лидерами.

Если им удается навредить ребенку или глубоко ранить его, то из него вырастает неполноценный или травмированный взрослый, который передает свой дефект следующему поколению».

Еще во чреве матери ребенок воспринимает ее чувства отвержения, которые она испытала в детстве, а также

страдания от ее нынешних обид, — дитя впитывает их, как свои собственные. В раннем детстве ребенок воспринимает знания об окружающем мире посредством эмоций, поскольку его способность рассуждать логически находится еще в стадии развития. Коварство замысла, вынашиваемого дьяволом, состоит в том, чтобы погубить ребенка до того, как у него сформируется способность подключать логику, за которую отвечает кора головного мозга, к эмоциям, испытываемым в данный момент, без чего невозможно принятие зрелых решений. Это делает детей крайне уязвимыми в жизненных ситуациях. Все, что они переживают физически или чувствуют, становится частью эмоциональной памяти, хранящейся в их сознании или подсознании.

Именно в эти решающие для формирования характера годы дьявол пытается ранить ребенка своим ядовитым жалом и парализовать его эмоциональный мир на всю жизнь, заставляя страдать от неудовлетворенных потребностей, от физического, эмоционального, сексуального насилия, что в конечном итоге и порождает в ребенке чувство отвержения.

Раннее детство — самый уязвимый период в жизни ребенка. До того, как ребенок примет Христа Спасителем своей жизни и таким образом укроется под защитой Его благодати, он становится легкой добычей дьявола. Прежде чем ребенок испытает очищающую силу крови Христовой, ангелы зла будут предпринимать всевозможные попытки, чтобы погубить его. Хотя дети и уязвимы, они далеко не беззащитны, если их родители обращаются к Богу. Оборонительный вал их неустанных молитв способен защитить детей от атак врага. Когда призывается имя Христа, то силы зла отступают. Но если у дьявола есть доступ и к родителям через те обиды, которые они испытали в детстве, то их дети почти всегда страдают от того же.

Первой мишенью дьявола стали в Едемском саду Адам и Ева со своим чувством вины, отчаяния, позора и страха. Хотя Бог и не отказался от них, они почувствовали себя настолько отверженными, что скрылись в кустах. С этим психологическим надрывом Адам и Ева вырастили своих сыновей, один из которых убил другого. И так из поколения в поколение, грехи отцов и матерей сказывались на их детях.

Поневоле воображение рисует такую картину: дьявол, скрестив руки и взгромоздив ноги на стол, развалился в кресле и заявляет: «Я тут ни при чем. Они сами себя уничтожают». Причиняя вред и страдания другим, люди сами себе подписывают смертный приговор и тянут за собой в гибельную пропасть всех окружающих. Дьявол бросил в море людское свой камень и теперь радуется, наблюдая за кругами, которые идут от него.

Важно понимать: вовсе необязательно совершать отрицательные поступки, чтобы наносить кому-то ущерб. Каждый человек окружен незримой атмосферой. Эта аура, сотканная из мыслей и чувств, — характер человека. Это ваш характер, та сокровенная часть нас самих, известная лишь вам и Богу; здесь рождаются мотивы ваших поступков. Эта атмосфера является или благословением, или отравой для всех, с кем вы вступаете в контакт. Даже не произнося ни слова, вы можете выразить свои мысли и чувства, повлияв косвенным образом на мысли и чувства окружающих. Атмосфера, окружающая личность, может быть заряжена жизнеутверждающей силой веры, мужества, надежды и любви. Или же она может быть тяжелой и холодной от мрачного недовольства и эгоцентризма, либо же распространять вокруг смертоносный яд тайного греха. Каждый человек, с которым вы вступаете в контакт, сознательно или подсознательно попадает под влияние атмосферы, окружающей вас.

Общаясь с человеком, чьи мысли отравлены эгоистичной злобностью, жадностью или похотью, вы будете чувствовать себя неуютно и беззащитно, у вас возникнет желание побыстрее закончить разговор. Даже маленькие дети, еще не умеющие выражать свои чувства и страхи словами, уже умеют распознавать таких взрослых и убегают от них или отказываются идти к ним на руки. Эта напряженная атмосфера отравляет общение и причиняет вред даже без слов или поступков.

Сатанинская паутина греха, обрекающая на страдания и боль, которые передаются от поколения к поколению, может быть разорвана, если вы поймете подлинные мотивы ваших поступков, осознаете весь ущерб, нанесенный вам, примите ответственность за собственное поведение и воспользуетесь тем оружием, которое Бог дает Своим детям для достижения победы.

Мы пришли к выводу, что большинство людей, получив необходимые знания и разъяснения, способны с Божьей помощью преодолеть свои проблемы и вырваться из этого порочного круга. К сожалению, многие не стремятся что-то менять до возраста тридцати-сорока лет. Следовательно, их выздоровление наступает после самого ранимого периода в жизни их детей, когда те уже получили моральные увечья. Но не стоит впадать в отчаяние. Ибо если вы как родители наберетесь мужества посмотреть в зеркало Слова Божьего и увидеть все свои недостатки и порочные тенденции, а также проявите решимость вскрыть корни своих поступков, с тем чтобы избавиться от них, то и ваши дети, независимо от их возраста и местонахождения, окажутся под влиянием этих положительных перемен в вашем характере.

Поскольку это битва между Христом и дьяволом, ни одно человеческое существо не может оставаться нейтральным. Грех обладает притягательной силой для нашего податливого разума. Слишком часто, как только человек захочет возвратиться к Богу, он, словно муха в паутину, попадает в такую прочную сеть, приготовленную дьяволом, что выбраться из нее кажется немыслимо сложно, и тогда человек сдается, вместо того чтобы начать расчищать дорогу к своему духовному и эмоциональному освобождению (см. главу 11).

В наших ушах до сих пор звучат слова Юли, которая отчаянно боролась с последствиями надругательств, перенесенных ею в детстве: «Я всегда стремилась познать Бога. И не перестаю искать Его до сих пор. Я читаю Библию, но ничего в ней не понимаю. Я молюсь, но у меня такое ощущение, будто я бросаю пустые слова на ветер. Почему одни люди находят Бога, а я не могу? В конце концов я пришла к выводу, что в этом моя вина. Наверное, я сделала что-то такое, что навеки разлучило меня с Богом». Это и есть та ложь, в которой дьявол старается убедить нас!

(Нэнси) Представление о дьяволе, как о пауке «черная вдова», плетущем свою сеть, чтобы уловить и погубить нас, пришло ко мне как ответ на молитву. Приведенный выше абзац я прочитала уже после этого ответа.

Было сырое холодное утро в Дакоте; то утро, когда хочется еще поваляться в теплой постели или остаться дома, испечь хлеб и приготовить сытное овощное рагу. Но в то утро у меня была назначена встреча с клиентом в моем офисе. Перед тем, как завести свой автомобиль и поехать в центр города, я помолилась: «Господи, это будет новая клиентка, которую я совсем не знаю. И сегодня такие утро, что мне не хочется ни с кем знакомиться. Прошу, помоги мне одолеть мое равнодушие и зажги пламя Своей Отчей любви к Твоему страдающему чаду. Помоги мне встретить эту женщину гостеприимно и с Твоей любовью».

Войдя в здание, где располагался мой офис, я с трудом поборола раздражение — густой сигаретный дым наполнял вестибюль. Вместо этого я дала волю чувству благодарности за приятный запах освежителя воздуха и нежный аромат трав, которые я держу в своем офисе. Я поставила на столик две красивые фарфоровые чашечки и включила чайник. Горячий травяной чай будет очень кстати в такое промозглое утро.

И вот она вошла в комнату, села и взяла предложенную чашечку чая двумя руками, чтобы согреться. Мы начали, как обычно, с молитвенной просьбы о Божьем присутствии и ниспослании мудрости, а затем я спросила: «Что привело вас ко мне в такое утро и чем я могу помочь?»

Откинувшись в кресле и обхватив ладонями свою чашку, я приготовилась слушать. Но обычного в таких случаях рассказа не получилось. В течение десяти минут женщина тщетно старалась нащупать нить своего повествования. Однако фразы получались незаконченными, л отрывочные слова были бессвязны и лишены смысла. Я тщетно пыталась докопаться до сути ее рассказа. Может быть, она разволновалась, впервые попав на консультацию, и скоро успокоится? Но чем дольше она говорила, тем более я теряла надежду. Тогда я сказала про себя: «Нэнси, похоже, это выше твоего понимания сегодня. Напрасно тратишь время. Она невменяема». А тем временем женщина продолжала бессвязно бормотать.

«О, Господи, — взмолилась я. — Помоги найти ключ. Должен же быть выход из этого тупика!» И вдруг случилось нечто странное. Совершенно отчетливо я мысленно увидела перед собой паутину. Она выглядела настолько настоящей, что, казалось, протяни руку — и я смогу коснуться ее. Сдерживая волнение, я отреагировала весьма спокойно: «Господи, я просила о помощи и это ли Твой ответ?» Немного спустя, я снова получила ответ свыше — и снова это была паутина!

«И что теперь, Господи?!» — только и смогла я произнести. Совсем обескураженная и разочарованная тем, что ответ на мою молитву оказался совсем не такой, как бы мне хотелось, я вдруг явственно услышала слова: «Вспомни о детях!»

«Что это значит?» — безмолвно спросила я. И тут же все поняла: дети любят, чтобы им рассказывали.

Я еще не знала, каким образом это озарение поможет мне, но как только женщина задумалась, что сказать дальше, я заговорила с ней, как с ребенком. Я наклонилась к ней и слова потекли как будто сами собой: «Вы когда-нибудь видели паутину?» Вздрогнув от неожиданного вопроса, женщина неуверенно ответила: «Да, да, конечно, я видела паутину».

Это было ее первое логически завершенное предложение. Я продолжала расспрашивать: «Где именно вы ее видели?»

«В нашем доме. Пауки всегда появляются, когда мы топим печь дровами. И в сарае — они там живут».

«А вы можете описать паука?» — попросила я. С ее губ начали слетать слова связного описания, и она принялась помогать себе жестами.

У меня все еще не возник план лечения, когда я спросила: «А вы видели когда-нибудь паука в паутине?»

«Конечно. Сотни раз», — ответила она.

«Тогда, если можно, опишите, что он делал. Только, если можно, чтобы он был черного цвета», — попросила я ее.

«Хорошо! Итак, черный паук в паутине...» Похоже, она увлеклась описанием, а я, все еще не представляя, куда приведет меня эта затея с паутиной и на чем сделать акцент, решила довериться словам, слетавшим с моих уст.

«А теперь давайте дадим нашему пауку какое-нибудь имя, например, Дьявол», — предложила я.

«Дьявол? Почему вдруг Дьявол? И при чем здесь паук в паутине?» — спросила она озадаченно.

Ответ слетел с моих губ без предварительного обдумывания. Казалось, говорит сам Бог, используя мой голос. Теперь я уже не волновалась, наоборот, происходящее начинало мне нравиться. «Потому что дьявол, подобно пауку „черная вдова", плетет свою липкую паутину в темных углах. Как только насекомое касается паутины — ему конец. Потом несчастная жертва начинает биться, пытаясь вырваться. И вот, когда ей уже почти удалось это сделать, вдруг ниоткуда появляется паук. Он вонзает в жертву свое ядовитое жало, парализованная жертва замирает, и паук медленно высасывает из нее жизнь».

«Подобно пауку, дьявол особенно опасен в раннем детстве, когда формируется характер человека. Именно тогда он причиняет ущерб нашему мышлению, эмоциям и поведению. В дальнейшем на протяжении всей жизни это будет сказываться на наших отношениях с Богом, супругом, детьми и родителями».

Женщина откинулась на своем стуле, медленно скрестила руки, загадочно улыбнулась и произнесла: ••Ага, теперь понятно, что со мной произошло». Она поведала мне о своем детстве, о всех оскорблениях, перенесенных ею: эмоциональных, сексуальных и физических. После ее рассказа было ясно, что такой жизненный опыт мог бы привести и к худшим последствиям.

Именно с такого «ага», когда человек наконец узнал правду, и начинается процесс восстановления.

«Из всего сказанного следует, — произнесла она, учитывая все, что ей открылось, — что мое нынешнее поведение нельзя назвать нормальным?»

Я попыталась своим ответом вселить в нее надежду: Принимая во внимание все те оскорбления, которые вы перенесли в детстве, ваше поведение вполне нормальное».

«Но от него страдаю не только я, но и моя семья. Что мне делать, чтобы измениться?» — снова спросила она, умоляюще глядя мне в глаза.

В моем ответе снова забрезжил свет надежды: «Чтобы помочь вам быстрее разорвать паутину, которой дьявол опутал вашу жизнь, начнем прямо сейчас. Вам придется смело посмотреть в лицо своему прошлому, чтобы избавиться от тех эмоций, которые опустошают вас и отравляют вашу жизнь, и заполнить освободившееся место совершенной мудростью Божьей, Духом Его любви и принятия».

Обиды нашего раннего детства становятся тем фильтром, через который проходят все события нашей жизни. Наша реакция на то, что происходит с нами сейчас, окрашена болью прошлого. Независимо от того, осознаем мы это или нет, ущерб, нанесенный нашему мышлению и чувствам в детстве, является движущей силой поступков в настоящем.

От этого невозможно излечиться за одну ночь или даже год. Это труд всей жизни. Фактически весь процесс освящения, известная христианская концепция, на самом деле представляет собой процесс выздоровления от нанесенных дьяволом ран в нашем детстве, боль от которых негативно сказывается на наших мыслях, чувствах и поступках сегодня.

Таковы пути всех, забывающих Бога, И надежда лицемера погибнет; Упование его подсечено, И уверенность его — дом паука. Обопрется о дом свой и не устоит; Ухватится за него и не удержится.

Иов 8:13—15.

Вскрыть, чтобы выздороветь

Всякое подавляемое чувство воспаляется, подобно нарыву, и ведет к эмоциональному расстройству, которое можно излечить, лишь позволив запрещенному чувству выйти наружу. Чувство, наличие которого мы отрицаем, не поддается лечению.

Сэм Кляйн

Почему для того, чтобы понять настоящее, нужно обращаться к прошлому? Этот вполне резонный вопрос часто задают те, кому предстоит нелегкий труд восстановления. Не разумнее ли просто забыть то, что было в прошлом, и устремить взгляд в будущее? Что общего может быть у прошлого и у моей жизни сегодня, тем более, если я даже не помню всего, что со мной тогда происходило?

Понимание физиологии развития мозга ребенка в раннем возрасте поможет понять, каким образом прошлое так сильно влияет на настоящее. В пять с половиной месяцев плод начинает реагировать на эмоции матери. Те чувства, которые мать испытывает по отношению к обстоятельствам жизни и своему окружению, запечатлеваются в памяти ребенка. Если, к примеру, мать ребенка не замужем, а отец не собирается поддерживать с ней дальнейших отношений и отказывается разделить ответственность за его будущее, ребенок воспримет ощущение отвержения, которое будет испытывать при этом мать, по отношению к себе. И вообще, любое чувство, которое испытывает мать — отрицательное или положительное, — передается ребенку и фиксируется как его собственное. В результате ребенок, еще не родившись, уже начинает испытывать ощущение своей ненужности.

К седьмому месяцу внутриутробного развития в подсознании ребенка начинают фиксироваться и сохраняться сигналы внешнего мира. Эти сигналы поступают в первую очередь через слух и связаны большей частью с эмоциональными состояниями. Еще до рождения ребенок начинает распознавать голоса родителей; даже голоса братьев и сестер, а также других близких людей, и хранит их в картотеке своей памяти.

После рождения ребенок получает значительно больше информации, поскольку теперь у него задействованы все пять органов чувств. Его память регистрирует все случаи грубого обращения или физической боли. Ребенок запоминает злые лица, вызвавшие у него испуг. Неприятные вкусы и запахи тоже воспринимаются как опасные и отталкивающие. Каждое событие жизни ребенка фиксируется в памяти вместе с информацией, получаемой от всех пяти чувств, к тому же оно запоминается на уровне эмоций, которые испытывает ребенок в этот момент.

Мозг человека автоматически обрабатывает сигналы, поступающие из окружающего мира, не ожидая дополнительных команд. Подобно тому, как компьютер выполняет поиск заданной информации и выбирает для этого все, касающееся данной темы, мозг «прокручивает» свою память и размещает информацию в соответствии с ее эмоциональной заряженностью. В последующем мы будем отвечать на подобные сигналы своими мыслями, чувствами и поведением в соответствии с теми алгоритмами, которые наша память сохранила с детства.

Эмоции хранятся в лимбической системе, расположенной в центральной части головного мозга. Ее основной задачей является управление эмоциональными реакциями в ответ на внешние раздражители (см. главу 4).

Чтобы понять механизм действия лимбической системы, отключитесь от внешних раздражителей и прочитайте слово, которое я сейчас дам. Затем закройте глаза и позвольте вашему разуму найти ассоциацию с этим словом. Через полминуты откройте глаза и ответьте на приведенный ниже вопрос. Итак, приготовились? — Шоколад.

Какая ассоциация у вас возникла? Связана ли она с вашим прошлым? С воспоминаниями детства? У большинства людей именно так и происходит. Например, лично я (Нэнси), когда печатала слово «шоколад», увидела рождественскую елку у бабушки. Она всегда готовила на праздник вкусную шоколадную помадку. У меня даже сейчас слюнки бегут при одном только упоминании этого слова. Я сразу ощущаю

сладчайший вкус во рту и хруст орешков. М-м-м! Бабушка держала эту помадку в красивых старомодных жестяных коробках, и как только очередная коробка оказывалась пустой и мы решали, что уже нет больше, она поднималась в свою комнату и выносила еще коробку. У бабушки мне всегда

было тепло, уютно и не страшно, так что само воспоминание о ней всегда вызывает приятное чувство уверенности в том, что тебя сейчас встретят с распростертыми объятиями и улыбкой радости на лице. Даже сейчас, когда мне иногда попадается помадка, похожая на те, что делала бабушка, у меня возникает то же радостное чувство, которое я испытывала десятки лет назад.

Дело в том, что какими бы эмоциями (положительными или отрицательными) ни сопровождалось данное событие в детстве, наша память всегда будет придавать такой же оттенок подобному событию в будущем.

Однажды во время занятия мы взяли слово клубника. Одна женщина, в ответ на просьбу рассказать, какая ассоциация у нее возникла, вдруг расплакалась. После занятия, когда мы остались с ней наедине, она рассказала следующую историю. «Вы обратили внимание, как я расплакалась, услышав слово клубника. Мне сейчас семьдесят четыре года, но как только вы произнесли это слово, в моей памяти всплыло воспоминание о самом ужасном событии в моей жизни, которое произошло, когда мне было всего двенадцать лет. В то лето я работала на уборке клубники у одного фермера. Однажды, увлекшись работой, я не заметила, что наступил вечер и все уже ушли с поля. Я поспешила наполнить корзину ягодами и направилась к весовой. Когда я вошла, кто-то сзади грубо схватил меня за грудь и повалил на грязный пол. Следующее, что я увидела, было лицо того фермера, и затем почувствовала мучительную боль от совершаемого надо мной насилия... Я так никому и не рассказала о том, что со мной произошло. А два года назад умер мой муж. И сейчас я с горечью думаю о том, что он умер, считая себя виновным в том, что наша интимная жизнь была такой безрадостной. Настоящая причина заключалась в том, что всякий раз, когда он прикасался ко мне как мужчина, я снова ощущала себя той самой двенадцатилетней девочкой, которая корчится от боли на земляном полу в весовой. Это яркое воспоминание убивало во мне всякое желание ответить мужу взаимностью и лишало радости интимную близость».

Наше поведение, наша реакция на происходящее в основном возникают в результате эмоций старых воспоминаний, а не только исходя из ситуации, которая сложилась на данный момент, или из сегодняшних эмоций.

Маленькие дети очень эмоционально отвечают на внешние раздражители, используя только лимбическую (эмоциональную) систему мозга. Механизм причинно-следственной связи у них еще не работает, поскольку кора головного мозга, ответственная за логические операции, еще развивается — и будет развиваться до тридцатилетнего возраста.

Однако по мере того, как дети приближаются к возрасту, когда они вполне могут отвечать за свои действия (где-то к 12 годам), в коре головного мозга накапливается достаточно информации, — иными словами у них имеется достаточно большой объем памяти, и на уровне химических и физиологических процессов развит механизм осмысления причинно-следственных связей. Более того, мыслительные процессы к этому возрасту становятся более «стройными», так что подростки способны анализировать поступающую информацию (производить логические операции), прежде чем сделать выбор. Теперь их выбор будет основываться не только на эмоциях, но и на логике. Однако важно заметить, что решения будут основываться на их логике, которая не всегда совпадает с логикой родителей или других авторитетных людей. Личный опыт каждого человека сильно влияет на его логические умозаключения, а следовательно, и на принимаемые им решения.

После получения сигнала нашему мозгу требуется от долей секунды до нескольких секунд (различная скорость обработки зависит от различных сопутствующих обстоятельств), чтобы пересмотреть ячейки памяти, содержащие логическую информацию, сопоставить ее с эмоциональным состоянием и лишь после этого принять взвешенное, разумное решение.

Интересно отметить, что взрослые, чьи потребности в детстве игнорировались и в мыслительных процессах которых произошло короткое замыкание, вызванное какой-либо эмоциональной болью, автоматически продолжают реагировать на эмоциональном уровне почти без участия логики, используя исключительно лимбическую систему, которая отвечает за реакции типа «сражаться или ретироваться». Многие люди даже не подозревают о том, что в таких ситуациях можно применять логику. Эта мертвая зона возникает как ответ на неудовлетворенные потребности и ущерб, нанесенный в период формирования характера.

Многие ощущают укол жала отвержения всякий раз, как только жизненные обстоятельства начинают бередить старую рану. Возможно, вы только что обнаружили, что ищете подтверждения своего отвержения в детстве. Истина состоит в том, что, если хорошенько поискать, вы их непременно найдете. Уж дьявол позаботится об этом.

Если родители игнорируют какие-либо потребности малыша, то он может отреагировать на это сосанием пальца, угла одеяла, бутылки или же истерикой: будет дрыгать ногами, плакать, кричать, требуя, чтобы его нужду немедленно удовлетворили. Дети постарше, поскольку у них до сих пор еще бурно реагирует лимбическая (эмоциональная) система, станут дуться, с головой погружаться в компьютер или телевизор, могут начать употреблять алкоголь, наркотики, пытаясь таким образом заглушить свою боль, либо же закатят истерику, начнут бунтовать, делать все назло, грубить или просто расплачутся. Их решения необдуманны, приняты под давлением обстоятельств или других людей. Они реагируют вместо того, чтобы нести ответственность. Они рубят с плеча, горячатся по любому поводу, и все это из чистых и импульсивных порывов. И даже в зрелом возрасте их поступки будут скорее импульсивными, чем взвешенными и обдуманными.

Возможно, вы слишком усердствуете или стараетесь угодить другим, чтобы получить столь необходимое вам одобрение, которого вам так не хватало в детстве. Не преувеличиваете ли вы свои достижения, чтобы поднять репутацию в глазах окружающих? Вы можете превратиться в хвастуна, который нуждается в том, чтобы его постоянно хвалили. Если для того, чтобы думать о себе лучше, вам нужно быть лучше других, по всей вероятности, вас отвергали в раннем детстве, когда для ребенка так важно чувствовать себя принятым.

Почему бы не допустить, что мышление взрослого человека, сосредоточенное на себе, склонное поддаваться влиянию эмоций, детское по своей природе, лишенное логики и здравомыслия, на самом деле и есть те плотские помышления, на которые ссылается Библия, называя их враждой против Бога? В Послании к Римлянам 8:6,7 дается ясное определение: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут».

Люди, которым был нанесен ущерб в первые полтора года жизни, — тот период, когда формируется доверие к другим, — будут и во взрослой жизни страдать от недостатка доверия и принятия себя и окружающих, что затрудняет получение ими знаний и иной информации от других. Сомнения же, которым они так легко поддаются, приводят к отвержению всех, включая Бога.

Но как все это относится к дьявольской паутине? Является ли это частью коварного плана дьявола, нацеленного на то, чтобы погубить нас? Дьявол может настолько сильно отравить нас в раннем детстве и изуродовать нашу способность принятия решений, что склонность реагировать на все импульсивными эмоциональными ребяческими поступками остается с нами потом на всю жизнь. В период от полутора до трех лет ребенок, который воспитывается в здоровой обстановке, учится самостоятельности — умению принимать несложные решения и самообслуживанию. Если же ребенок воспитывается в нездоровой обстановке, то из него вырастет своевольный взрослый, склонный к противоречащим логике поступкам. От такого человека нельзя ожидать зрелых решений, поскольку он обычно принимает решения на основе сиюминутных эмоций, а не на основе обдумывания. Некоторые люди настолько безнадежно травмированы, что наотрез отказываются принимать что-либо новое, откуда бы оно ни исходило, упорно стоят на своем, уверенные в том, что верны только их мнения. Те, чья упрямая воля была ожесточена обидами детства, никогда не примут новой истины, отличающейся от уже известной им. И поскольку это так, то их духовный рост, предполагающий познание Бога и стремление к истине, очень замедляется. У людей, которые закрывают уши от всего нового, почти всегда можно обнаружить как наследственные, лелеемые с детства, так и приобретенные в более поздние годы нездоровые черты характера и, как правило, такие люди слепы и глухи к Божьим принципам и повелениям.

Давайте снова обратимся к основному вопросу: «Почему для того, чтобы понять настоящее, нужно обращаться к прошлому?»

К прошлому нужно обращаться потому, что оно отлито в бетоне, от него нельзя избавиться, оно является фундаментом той жизни, которую мы строим сейчас. Все принимаемые нами решения основываются на эмоциях, знаниях и опыте, которые хранятся в нашей памяти, — хотим мы этого или нет. (Нэнси)

Когда моему дедушке было уже около девяноста лет, он, совсем слепой и беспомощный, любил сидеть в кресле у окна и вспоминать события детства. Он рассказывал о том, как слушал проповеди Билли Сандея на Трафальгарской площади и принимался вполголоса напевать песни, которые исполнялись на тех евангельских программах. Он часто вспоминал то время, когда ему, тогда еще совсем мальчишке, приходилось много работать на мельнице, чтобы помочь прокормить семью, в которой было двенадцать детей.

В старости, оказывается, в памяти легко всплывают картины детства, особенно те, которые несут эмоциональный заряд. Конкретные факты и цифры утрачивают свою былую значимость, уступая место воспоминаниям об отношениях в семье, с друзьями детства, а также нынешним взаимоотношениям. Воспоминания о прошлом, о том, где довелось побывать, с кем повстречаться и подружиться, занимают все время. Снова и снова на склоне лет люди задают себе вопрос: а были ли они признаны другими и сыграли ли какую-нибудь значительную роль в жизни других?

Воспоминания детства являются для нас тем фильтром, через который мы пропускаем все то, что видим, слышим, осязаем, нюхаем, вкушаем и на что реагируем эмоционально на протяжении всей своей жизни. Практически каждая болезненная реакция сегодня берет свое начало в обидах или воспоминаниях детства. Переживания, как положительные, так и отрицательные, являются тем материалом, из которого мы ваяем скульптуру нашего настоящего, и формой для отливки нашего будущего. Взгляд на жизнь, обусловленный восприятиями прошлого, влияет на решения в настоящем и, таким образом, формирует будущее.

Мы сможем только тогда поступать по-взрослому, используя логику, когда согласимся с существованием и мощным влиянием наших воспоминаний, а затем избавимся от той боли, которую причиняют негативные эмоции, гнездящиеся в этих воспоминаниях. Только встретившись лицом к лицу с прошлым, мы сможем одержать победу над настоящим.

Какими бы печальными ни были ваши воспоминания, все равно их можно преодолеть, разрядив эмоциональную напряженность прошлого. Пожалуй, самой трагичной из всех личных исповедей, которые мне (Нэнси) когда-либо доводилось слышать, была история детства одной моей знакомой.

Это была изящная, невысокая блондинка с живым, искрометным характером. Она всегда одевалась с изысканным вкусом, и у нее была современная и привлекательная внешность. Новый, шикарный «крайслер» и друзья среди самых влиятельных людей города делали Дженни олицетворением успеха.

Муж Дженни был врачом, в семье подрастали двое детей, ухоженных и отличающихся безукоризненным поведением. Они жили в красивом доме и ни в чем не нуждались. Но иногда с нею происходило нечто странное, никак не вяжущееся с ее характером. Она появлялась в офисе мужа растрепанная, в старом свитере, неухоженная, и уже с порога начинала выкрикивать высоким детским голосом: «Милый, милый!» Или же забредала в мой офис и, плюхнувшись на диван, заходилась от слез.

Ее муж, Берт, несмотря на то, что очень много работал, был очень заботлив и обожал свою жену, хотя и не понимал ее двойственного характера. Временами Дженни казалась такой одинокой и замкнутой. Казалось, она ищет свое место, свое подлинное «я» за пределами мира ее мужа. Несколько раз она поступала на работу, даже начинала собственное дело; посвящала много времени добровольной работе в больнице, щедро жертвовала на нужды других.

Затем, просто из любопытства, Дженни и Берт решили посещать проводившийся по выходным семинар по проблемам супружеских отношений. Семинар им понравился, и они с удовольствием погружались во внутренний мир друг друга, докапываясь до мотивов своих поступков. Как-то во время такого занятия Дженни совершила мысленную экскурсию в свое прошлое и пришла в небывалое волнение, когда картины прошлого в быстрой последовательности стали проноситься перед ней. Сначала она увидела трехлетнюю девочку, которая лежала на мраморном алтаре и склонившихся над ней двенадцать мужчин в черных мантиях с капюшонами. Из порезов на теле девочки сочилась кровь, стекая в серебряный кубок, который мужчины передавали по кругу, отпивая из него. Когда круг замыкался, они по очереди совершали над ребенком сексуальное надругательство.

Дженни была в ужасном смятении от увиденного. Откуда в ее памяти всплыла эта сцена? Почему именно сейчас? Может, это из давно забытого фильма ужасов? Почему она испытывает такой леденящий душу страх? Не в силах совладать с собой, она, задыхаясь от слез, выбежала из аудитории. Берт последовал за ней.

Наплакавшись вволю, Дженни описала мужу ту жуткую картину. Все двадцать пять лет их супружеской жизни Берт усердно молился, чтобы Бог дал им ключ к пониманию приступов столь странного поведения жены. Но сейчас Берт приписал увиденное разгулявшемуся воображению жены.

Вдруг Дженни засучила рукава своего свитера и провела ладонью по руке, ощупывая мелкие шрамы. Затем, наклонившись, она подняла штанины брюк и осмотрела ноги. «Помнишь, мы всегда удивлялись, откуда у меня эти шрамы на руках и ногах? Теперь, Берт, мы знаем ответ. Та маленькая девочка — это я! И эти шрамы — это следы порезов, из которых кровь стекала в тот серебряный кубок. Мне известны имена тех мужчин. Я могу их назвать. Это доктор А. и доктор Б. Там были также судья В. и два адвоката. Их фамилии Г. и Д. Но самое ужасное, Берт, что во главе этой шайки был мой папа! Наверное, именно по этой причине он с пятидесяти двух лет находится в закрытой лечебнице без права посещения».

Выслушав все, Берт сказал: «Послушай, дорогая, в нашей жизни много всего было, но то, что ты рассказала, выходит за всякие рамки. В это невозможно поверить. Как тебе такое могло прийти в голову?» Сохраняя спокойствие, Дженни ответила очень серьезно: «У меня ощущение, что я держу в руках ключ к пониманию того, почему моя жизнь была так похожа на американские горки. Мне эта история

тоже не нравится, но так оно и было. Та маленькая девочка — это я, Берт. В этом нет сомнения!»

Когда они приехали домой, старшая сестра подтвердила факт надругательства над Дженни в детстве, однако добавила, что все это время была уверена, что Дженни напрочь забыла о том ужасе. Дженни решила доказать Берту правдивость своего рассказа и упросила его поехать с ней в город, где они оба выросли. Он согласился, однако при условии, что с ними поедет консультант-психолог. Берт боялся, что у жены произойдет нервный срыв, когда она узнает всю правду. И вот они втроем стали кружить на машине по той части города, где прошло детство Дженни. Вдруг Дженни закричала: «Вот, вот это место!»

Они остановились перед входом в церковь, и это было шокирующим для Берта. «Нет, Дженни, этого не может быть. Ведь это церковь, в которой я вырос!»

Абсолютно уверенная в своей правоте, Дженни вынула небольшой блокнот и карандаш из своей сумочки. «Смотри, Берт, сейчас я нарисую тебе вид церкви изнутри».

Она принялась подробно рисовать каждую деталь интерьера, включая винтовую лестницу, которая вела в комнату с мраморным алтарем.

Когда они вошли в церковь, Берт не поверил своим глазам. Все абсолютно точно совпало с рисунком, сделанным Дженни. Объятые страхом, они поднялись по винтовой лестнице, и Дженни провела их в ту комнату, где в детстве она неоднократно становилась жертвой сатанинского ритуала на мраморном алтаре.

У Берта по щекам текли слезы. Доказательства, увиденные им, просто потрясли его. Не оставалось ни тени сомнения...

Впоследствии Дженни заявила в полицию и наняла частного детектива, который нашел ровесницу Дженни, которая в то время жила по соседству напротив их дома. Она рассказала Дженни, что их родители входили в группу, занимающуюся порнографией. Они снимали порнофильмы с использованием собственных детей и фильмы, кончающиеся убийством женщин. Дженни рассказала своей старшей сестре обо всем, что узнала. «Боже мой, Дженни, я была уверена, что ты все забыла!» Оказалось, что все девочки в их семье подвергались подобным надругательствам.

Итак, почему для того, чтобы понять настоящее, нужно обращаться к прошлому? Потому что там мы можем найти кусочки воспоминаний, которые помогут составить полную мозаику нашей жизни.

До того, как Дженни открылось ее прошлое, она восемь раз пыталась покончить жизнь самоубийством, не понимая, что ее толкает к этому. И вот теперь она получила ключ из прошлого, открывший причину ее поведения. Если бы это воспоминание никогда не всплыло в памяти Дженни, она, наверное, однажды наложила бы на себя руки.

Почему это воспоминание всплыло на поверхность именно сейчас? Потому что Дженни была готова к этому и была уверена, что ей ничто не угрожает.

Наш мозг устроен таким образом, что он располагает механизмом, автоматически закрывающим доступ к травмирующим воспоминаниям прошлого.. Этот процесс называется вытеснением в подсознание. Это защитный механизм, созданный Богом, чтобы предохранить нас от тех воспоминаний, которые мы еще не готовы воспринять и использовать для своей реабилитации.

Адреналин, вырабатываемый организмом, помогает держаться крышке, которая закрывает «мусорную корзину» нашей памяти и не выпускает наружу травмирующие воспоминания прошлого. С возрастом адреналина в организме вырабатывается все меньше, и, кроме того, иначе происходят другие химические процессы (например, гормональные изменения во время менопаузы). Порой мы решаем пересмотреть ценности своей жизни уже в зрелом возрасте, когда наши дети стали подростками, а у нас самих начались возрастные изменения. Вдобавок перед нами возникает проблема перемен в нашем служебном положении, необходимость смириться с тем, что дети все меньше нуждаются в родительской опеке, и невеселая перспектива в скором времени пережить синдром опустевшего гнезда. Все это, вместе взятое, создает условия для эмоционального хаоса и

смятения. Болезненные воспоминания прошлого начинают прорываться наружу. Система защиты организма требует адреналина, и мы подсознательно способствуем увеличению его количества своими вспышками гнева, раздражительностью, напряженной работой, занятиями спортом и непредсказуемым поведением. Однако может наступить момент, когда мы не сумеем удерживать напор воспоминаний и нам покажется, что мы теряем рассудок в их бурном потоке. Мы окажемся перед лицом серьезного кризиса.

И тут мы становимся настолько уязвимыми, что готовы встать на любой путь, который покажется нам выходом из кризиса: любовные связи, уход из семьи или другие сумасбродства. Но все это приводит лишь к углублению кризиса: отчаянию, депрессии, саморазрушительному поведению. Наконец, впав в глубочайшую депрессию, мы ищем утешения у друзей, священников, консультантов — у любого, кто готов нас выслушать; либо же, потеряв всякую надежду, мы прибегаем к крайней мере — самоубийству.

Однако в этом случае нам может помочь знание. Как только мы поймем механизм происходящего в нашем организме, намерения дьявола и масштаб причиненного нам ущерба, мы сможем начать процесс исцеления ран и освобождения от гнета.

Как показывает случай с Дженни, Богу известен запас нашей прочности, а также наилучшее время для того, чтобы открыть нам глаза. Он воспользуется той атмосферой безопасности, которая нас будет окружать, и помощью окружающих нас людей, чтобы вывести нас из тупика. В случае с Дженни такая атмосфера любви и поддержки создалась во время семинара по супружеским отношениям — этим Бог и воспользовался, чтобы включить механизм памяти. Это произошло во время выходных, когда она находилась вдали от своего дома, была свободна от служебных и семейных обязанностей, от непрестанных телефонных звонков. Они с мужем имели возможность посвятить все это время исследованию своей жизни, своих взаимоотношений. Берт смог быть со своей женой как раз тогда, когда она больше всего в этом нуждалась. Разве Бог не благ?

Дженни всю жизнь искала Бога. Однажды она даже серьезно думала посвятить себя пасторскому служению. Она изо всех сил стремилась приблизиться к Богу, и порою ей даже казалось, что это удалось. Но этого никак не могло быть, поскольку ее собственный отец, которого она боготворила, был гнусным извергом.

Когда она наконец прозрела и когда начался процесс выздоровления, на нее снизошел мир, — я никогда не видела ее в подобном состоянии. Исчезла напряженность, и ее поступки приобрели устойчиво взрослый характер. Она перестала быть той травмированной маленькой девочкой, нуждающейся во всеобщем внимании. В ней начался процесс восстановления, который сделал из нее здоровую, цельную личность, какой она и должна быть по замыслу Бога.

Вот первый шаг на пути к восстановлению: прежде чем обрести прощение и мир, мы должны получить знание о себе и раскаяться в своем прошлом. Мы должны почувствовать боль наших ран, чтобы возникло желание исцелиться от них. Затем надлежит признать, что без помощи Христа мы не справимся.

Этот шаг столь важен потому, что травма, которую мы получили, замедлила и исказила наш эмоциональный рост, и, по словам Иисуса, нам необходимо родиться снова. Нам нужно умереть для своего «я», для своей греховной, плотской природы, чтобы затем, став детьми Божьими, возрастать в Нем и созревать в Его любви.

Трудность заключается в том, что этот процесс нового рождения может начаться только тогда, когда мы сами этого захотим. На этот раз не родители, а мы принимаем решение. Выбор за нами. Плохо то, что у нас появляется это смиренное, послушное желание лишь после того, как мы испробуем все мыслимые и немыслимые способы вырваться из паутины самостоятельно. Нам нужно дойти до точки, когда мы поймем, что все усилия, предпринятые нами, ни к чему не привели.

Лишь находясь в глубоком кризисе, мы начинаем взирать на Христа. Многие из нас, лишь больно ударившись о дно, поднимают глаза вверх и, подобно тонущему Петру, кричат: «Господи, спаси меня!» Этот сокрушенный дух и есть первый шаг к победе. Мы должны покориться, чтобы победить.

Как только вы признаете всю плачевность и безнадежность своего положения, Иисус пошлет все небесное воинство, чтобы помочь вам начать процесс восстановления. А как же иначе?

Он говорит: «Вы мои» (Ин. 17:6).

Он называет вас Своим сыном и Своей дочерью (1 Ин. 3:1).

Он говорит, что Он создал вас (Пс. 138:13—16). Он знал вас до того, как вы родились (Иер. 1:5). Он умер за вас (Ин. 3:16). Он готовит вам место на небе (Ин. 14:1—3). О вас говорится как о невесте Христовой (Откр. 21:9). Господь любит вас (Иер. 31:3). Ничто не может отлучить вас от Его любви (Рим. 8:35). Иисус искупил вас и простил все ваши грехи (Кол. 1:14). Вы — гражданин небес (Флп. 3:20). Иисус вложил в вас все. Ваша ценность невообра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: