Методические рекомендации по изучению темы. При изучении темы особое внимание следует уделить разведению понятий профессионализм, квалификация и компетентность

При изучении темы особое внимание следует уделить разведению понятий профессионализм, квалификация и компетентность. Принципиально важным является выделение в профессионализме двух сфер: операциональной и мотивационной. Гармоничное развитие профессионала предполагает согласованное развитие обеих сфер.

Основным источником профессионального развития субъекта выступают разнообразные противоречия. Необходимость их преодоления является главным стимулом развития тех или иных компонентов профессионализма.

Важно отметить, что профессиональное развитие субъекта неразрывно связано с личностным развитием: одно невозможно без другого. Противоречия между личностным и профессиональным развитием могут приводить к кризисам личности. Значительная часть возникающих кризисов носит «нормативный» характер, т.е. имеет объективные социально-экономические, возрастные и иные причины. Конструктивное разрешение возникающих конфликтов может быть стимулом для развития личности.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 (4часа *)

Индивидуальный стиль трудовой деятельности

Цель: сформировать представление о природе и возможностях реализации индивидуального стиля в трудовой деятельности.

План

1. Индивидуальные различия людей в работе: личность и способности.

2. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

3. Индивидуальный стиль трудовой деятельности и его связь с эффективностью труда.

4. Формирование интегральной индивидуальности.

Задания для самостоятельной работы

Проанализируйте существующие в литературе подходы к пониманию природы индивидуальных различий людей. Какие уровни и свойства индивидуальности выделяются в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина? Как объясняются роль личности в теории взаимодействия?

Соотнесите выделяемые в зарубежной организационной психологии основные и дополнительные измерения личности, особенно значимые для организаций.

В чем отличие таких разновидностей интеллектуальных способностей, как когнитивный, практический и эмоциональный интеллект?

Изучите концепцию индивидуального стиля деятельности (ИСД) в отечественной психологии. Как объясняется в этой концепции связь ИСД и эффективности труда? Во всех ли видах трудовой деятельности может быть сформирован ИСД?

Раскройте понятие ядро ИСД. Каковы механизмы формирования и характеристики ИСД?

Литература

1. Антология организационной психологии/ Барри М. Стоу; (Пер. с англ.: С.Е. Пале). – М.: «ООО Вершина», 2005. – 712с.

2.Мкртычян Г.А. Психология труда: учебное пособие/ АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 82с.

3. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура, функции в произвольной активности человека. – М.: Наука, 1998 – 192с.

3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с.

5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: