Изучите содержание категорий методика, процедура, метод, методология, профессиональная идеология и этика в соответствующих разделах психологических учебников и словарей. Соотнесите указанные категории. Существует ли специфика содержания данных категорий в естественнонаучных и гуманитарных науках?
Выделите основное отличие между простыми и сложными объектами теории. Сопоставьте методы построения и совершенствования простых и сложных теоретических объектов.
Составьте перечень эмпирико-познавательных методов психологии труда. В чем заключается специфика применения этих методов по сравнению с другими отраслями научной психологии?
На что направлены две основные разновидности преобразующих методов в психологии труда? Каковы основные требования к психологу-практику, использующему преобразующие методы?
Литература
1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350с.
2.Мкртычян Г.А. Психология труда: учебное пособие/ АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 82с.
|
|
3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 448с.
4. Психология труда: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»/ (А.В. Карпов и др.); под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350с. - (Учебник для вузов).
5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении темы основное внимание следует уделить возможностям и ограничениям применения различных методов и методик психологии труда. Наиболее детального изучения заслуживают методы и методики, которые возникли или преимущественно используются именно в психологии труда: метод анализа продуктов трудовой деятельности, метод экспертных оценок профессионально значимых свойств и др.
При использовании преобразующих методов важно соотносить их с так называемым «золотым правилом» психологии труда – правилом установления наилучшего взаимосоответствия человека как субъекта труда и объективных требований трудового поста. Преобразующая деятельность психолога-практика предъявляет повышенные требования, как к профессиональной этике, так и уровню профессионализма психолога.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (4часа *)