Готовность ребёнка к школе проявляется не в формальном овладении навыками счёта, письма, чтения. Готовность к школе – результат общего психологического развития ребёнка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития.
1)Развитие познавательных процессов:
а) внимание – произвольное, обладающее объёмом, устойчивостью, распределением, переключаемостью;
б)восприятие – избирательность, осмысленность, предметность, сформированность перцептивных действий;
в)воображение – связь с вниманием, способность регулировать образные представления через произвольное внимание;
г)память – произвольная, разные средства запоминания, сохранения и воспроизведения;
д)мышление – во всех 3х форах: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;
е)речь – как средство общения и предпосылка письма, умение пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами.
2)Сформированные личностные особенности:
а)интересы – зависит от удовлетворения любознательности в 4-5 лет;
б)мотивы – потребность в достижении успеха, - адекватная самооценка, - уровень притязаний;
в)способности – не обязательно сформированы, а чтоб образовались уже задатки. Важна работоспособность;
г)черты характера – коммуникативные: – общительность, контактность, покладистость; - волевые: – упорство, настойчивость, целеустремлённость.
3)Качества связанные с выполнением разных видов деятельности – развитие самоконтроля, трудовые умения и навыки:
а)произвольность поведения – ролевое поведение, умение контролировать двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;
б)в социальной сфере – способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания позволяющий проявлять критичность к своим знаниям, действиям, умение учитывать позицию другого человека.
Психологическую готовность к школе – на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование, которое осуществляют профессиональные психологи, работающие в системе образования, совместно с учителями-предметниками и воспитателями. Эта задача должна решаться работниками школьной психологической службы.
Для психодиагностики ребёнка к школе могут применяться тесты:
- Йерасика,
- А. Венгера,
- Г. Витцлака
- Компьютерный пакет Улановой «Готовность к школе».
Познавательная Интеллектуальная