Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Д. Розвиток мовлення у дітей раннього та дошкільного віку




Речь – это процесс общения, опосредованный языком.

Ребенок рано начинает реагировать на речь взрослого: затихает, прислушивается. В конце первого года усвоение речи приобретает систематический характер. Речь становится одним из важнейших средств расширения возможности общения со взрослым.

В раннем возрасте стремление ребенка к содержательному общению по поводу предмета побуждает его искать новое средство для общения, которым становится речь. Поэтому в раннем возрасте развитие речи происходит именно в предметной деятельности, которая создает основу для усвоения значения слов и связывания их с образами предметов и явлений мира. Так новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения.

Развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям.

1. Пассивное овладение словом. Совершенствуется понимание речи взрослого.

2. Активное использование речи. Формируется собственная активная речь ребенка.

Этапы овладения словом.

1 этап. Все внимание ребенка и его активность направлена на предмет: желание овладеть предметом.

2 этап. Внимание ребенка переключается на взрослого: он прислушивается к слову; смотрит на взрослого, указывает на предмет пальцем, назвать правильно еще не получается.

3 этап. Малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к слову. Пытается произнести слово, при удаче повторяет слово снова и снова.

К 1,5 годам словарный запас развивается медленно 30-100 слов, затем идет быстрое развитие при активности самого ребенка и к 3 годам достигает 500 -1500 слов. Слово – это строительный материал речи.

Развитие активной речи.

1.Для начала речевого развития характерная автономная речь ребенка. Употребляются такие слова, которыми взрослые не пользуются:облегченные слова придуманные взрослыми (ам-ам, ав-ав); искаженные слова из-за недостатка фонематического слуха и несовершенной жестикуляции (мокко, босей, маккий); придуманные ребенком ( кука топа-топа – петушок пришел).

2. Коммуникативная функция речи.

Слово чашка обозначает для ребенка только ту чашку из которой он пьет. Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных признаков ( Ки – кашка, шуба).

3. Обобщенная функция речи.

К трем годам появляются слова с обобщающим значением, однако говоря овощи, одежда, ребенок имеет введу предметы которые встречались ему в личном опыте, а не абстрактные понятия.

4. В речи ребенка появляются глаголы и в возрасте около двух лет он использует двухсловные предложения (мама ням-ням).

Ситуативная речь.

Это речь понятная только в контексте конкретной ситуации в которую включены собеседники. Строится она как диалог, что связанно с недостаточной самостоятельностью ребенка. Она отражает ответы на вопросы взрослого и вопросы самого ребенка.




6. Описательная речь.

На 3 г. ж. по своей инициативе ребенок начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песни. Речь включается в игру отражая в ней реальные жизненные ситуации.

Развитие пассивной речи.

1. Продолжается развиваться понимание речи взрослых основанное на правильном восприятии всех звуков родного языка. Поведение ребенка начинает подчиняться словесной инструкции взрослого в связи с чем складываются элементы произвольности, что создает новые возможности для воспитания ребенка.

2. Овладение слушанием.

Интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживании по поводу услышанного.

Особенности развития речи в раннем возрасте.

1. Развитие речи связанно не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.

2. Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.

3. Складываются не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

4. Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкциям взрослого выполняя его требования.

5. Появляется ситуативная речь.

6. Возникновение описательной речи.

7. Ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого.

8. Речь отражает опыт воздействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания.



9. Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

2. Принципы психологической науки.

Психология как наука изучает факты закономерности, механизмы псих. жизни людей и животных..

Принцип – это основа первоначала, центральное понятие, основание системы, представляющая обобщения и распространение какого либо положения на все явления той области из которой данный принцип выделен.

Укр. психолог Ткаченко выделил целостную систему принципов:

1. Принцип детерминизма – причинной обусловленности - раскрывает причины развития и возникновения псих. в филогенез и в онтогенезе, закономерную обусловленность псих. явлений псих. деятельности и псих. свойств чел. Этот принцип имеет важное значение для познания психики и разработки псих. теорий, а так же для поиска путей предвидения, воспитания псих. особенностей чел, и руководство ими. Принцип, что псих. определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то ее развитие определяется естественным отбором. Если говорить о психике чел, то происхождение формы и развития чел сознания определяется в конечном счете законами развития способа производства материальных средств.

2. Принцип единства психики и деятельности – конкретизирует принцип детерминизма. Психика и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план действия.

3. Принцип единства сознания и деятельности – позволяет изучая поведение и деятельность выяснять те внутренние психические механизмы, которые обеспечивают успешность достижений целей деятельности, т е открывать объективные закономерности.

4. Принцип развития психики – в нём объективно проявляется и реализуется детерминация поведения, связь психики и деятельности. Каждому уровню детерминации соответствует свой путь развития: а) на уровне организма субъект развивается в процессе созревания и формирования психо-физиологических подструктур; б) на уровне индивида в процессе деятельности и присвоения соц. опыта; в) на уровне личности в процессе преобразующей деятельности и самосовершенствования.

5. Системно-структурный – психика является сложной системой взаимосвязанных элементов: память, воля, мышление …. Все они рассматриваются как составные элементы в целом. Психика выступает при этом как особая открытая система с обратными связями. На каждом Уровне детерминизма психика включается в регуляцию взаимодействия субъекта с: а) биологической системой на уровне организма, б) социальной системой на уровне индивида. Созданным культурно исторических ценностям общества и предмет мира на уровне личности.

Речь – своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. – Это форма опосредованного познания действительности, её отражение посредством родного языка.

Дош.воз. – это развитие словаря (по сравнению с ранним воз. увеличивается в 3 раза). Рост словаря зависит от условий жизни и воспитания, индивидуальные вариации более велики, чем в любой др. области психического развития. Непроизвольная память становится основой пополнения словаря. Пользуясь речью и зная многие слова, ребёнок ещё долго не осознаёт слово как что-то обозначающее, но существующее отдельно, как система символов (не знают количество слов в предложении).

К 5г. дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил морфемы. В речи ещё нет причастий, встречаются ошибки в употреблении приставок, но уже встречаются сложные предложения.

К 6г. лексикон состоит примерно из 14тыс. слов.

К 7г. для ребёнка язык становится действительно родным – совершенное орудие общения и мышления.

Виды внутренняя монологическая

Речевой устная диалогическая ситуативная

Деятельности письменная контекстуальная

В раннем детстве - ситуативная речь.

В 3-7лет - речь связная и в форме диалога.

Контекстная речь – достаточно полно описывает ситуацию, чтобы понять её без непосредственного восприятия этой ситуации.

По мере расширения общения и роста познавательных интересов, ребёнок овладевает контекстной речью. Ребёнок овладевает ей под воздействием систематического обучения (в дош.воз.- лишь первые шаги). Овладевая законами построения контекстной речи, ребёнок не перестаёт пользоваться ситуативной речью.

Особое значение для развития имеет объяснительная речь. Потребность объяснять сверстнику содержание игры, устройство игрушки, т.д. Объяснительная речь требует определённой последовательности изложения, выделения главных связей и отношений в ситуации, чтоб собеседник понял. Имеет существенное значение в коллективных взаимоотношениях и для умственного развития. В дош.воз. этот вид речи только формируется, поэтому ребёнку трудно выслушивать до конца объяснения взрослых.

Эгоцентрическая речь – речь ребёнка во время деятельности и обращённая к себе. Она в словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания, служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Постепенно эгоцентрическая речь переносится на начало деятельности, приобретает функцию планирования (феномен эгоц.речи открыл Жан Пиаже, Лев Семёнович Выготский исследовал, дополнил, улучшил «эгоц.речь становится средством мышления ребёнка»).

К концу дош.воз. эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается внутренней (когда этап планирования становится внутренним).

Когда ребёнок оказывается способным выделять главные части предложения, овладевает правилами составления предложения – к 4-5г. появляются первые формы диалогической речи – дети адресуют друг другу свои высказывания.

Усложняясь, речь ребёнка приобретает форму развёрнутой монологической.





Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 692; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10412 - | 7286 - или читать все...

Читайте также:

 

3.228.21.186 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.