Краткое руководство к красноречию[7]
Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению <…>.
К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое — природные дарования, второе — наука, третие — подражание авторов, четвертое — упражнение в сочинении, пятое – знание других наук.
Природные дарования разделяются на душевные и телесные. Душевные дарования, а особливо остроумие и память к получению сего искусства толь необходимо нужны, как добрая земля к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земли, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно. <…>
Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слова упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый вид приличны, ежели слово перед народом говорить должно.
Наука состоит в познании нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию. <…>
Изучению правил следует подражание авторов, в красноречии славных, которое учащимся едва не больше нужно, нежели самые лучшие правила. Всяк знает, что и в художествах того миновать нельзя, например: кто учится живописству, тот старается всегда иметь у себя лучшие рисунки и картины славных мастеров и, к ним применяясь, достигнуть совершенства в том художестве. Красноречие, коль много превышает прочие искусства, толь больше требует и подражания знатных авторов. <…>
Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов. От беспрестанного упражнения возросло красноречие древних великих авторов, которых от того ни старость, ни великая честь и достоинство отвратить не могли, ибо генералы, сенаторы и сами консулы[8] <…> у Цицерона приватно в красноречии обучались и в домах своих в произношении слова упражнялись. <…>
Материя риторическая есть все, о чем говорить можно, то есть все известные вещи в свете, откуда явствует, что, ежели кто имеет большее познание настоящих и прешедших вещей, то есть чем искуснее в науках, у того большее есть изобилие материи к красноречию. Итак, учащиеся оному великое будут иметь в своем искусстве вспоможение, ежели они обучены по последней мере истории и нравоучению.
Задание 5. Расскажите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный оратор. |
Задание 6. Скажите, кто из дикторов телевидения вам симпатичен и интересен. Опишите его манеру держаться перед камерой.
Задание 7. Скажите, кто из современных политиков вызывает у вас большее доверие и уважение. Составьте его риторический портрет.
Задание 8. Используя материалы данного раздела, подготовьте сообщение на тему «Русский риторический идеал: история и современность». |
Задание 9. Просмотрите сочинения студентов на тему «Мой риторический идеал». Определите, о ком в качестве образца для подражания рассказывают авторы этих работ (кто эти люди по профессии, каков их возраст, в каких сферах общественной деятельности они заняты и т.д.)
Задание 10. Прочитайте внимательно вступительные и заключительные части сочинений студентов. О чем в них говорится? Что вы думаете о том, как лучше начать и чем закончить рассуждение на данную тему?
Задание 5. Расскажите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный оратор.
Задание 8. Используя материалы данного раздела, подготовьте сообщение на тему «Русский риторический идеал: история и современность». 





