Процесс капитализации российской журналистики на рубеже XIX - XX вв

1. Капитализация зависит от политической ситуации в стране. Переходит власть от Александра 2(1855-1881) к Александру 3.(1881-1894).

2. Александр 3 Миротворец мирное развитие – развитие промышленности. Прогресс издательского дела. Газеты опережают журналы. Начало процессу преобразования журнала в газету положил Старчевский в 1862 «Сын Отечества» в газету. 1000 периодических изданий на 1900 год.

3. Благодаря капитализации развиваются частные издания.

1866 в Петербурге первое телеграфное агентство – Русское телеграфное агентство (РТА)(основанное на бюро Трубникова). Международное телеграфное агентство (1872) и Северное телеграфное агентство (1882). Снабжали телеграммами газеты, редакции.

Капитализация журналистики сопровождалась двумя полярными типологическими процессами — массовизацией и специализацией.

Малая пресса – «нижний» информационный уровень, отражала обыденные интересы. Местные материалы, сенсации. Аудитория преимущественно малообразованная. Г азеты, небольшие по объему и более доступные по цене, ориентированные на широкие круги читателей; Пяти- и четырехрублевые газеты отличаются низкой ценой подписки (напомним, подписка на «большие» стоила от 8 до 12 рублей), разнообразием содержания, снижением уровня публикаций («приспосабливаются на всякую потребу»), размером и форматом. Подбор информации. Дифференциация «малой» прессы: сатирические, иллюстрированные, листки, юмористические. «Малая» пресса превалирует, она многотиражная. Усиление конкуренции между газетами, привлечение читателей – приложения бесплатные.

Новый тип «дешевые» – газеты, отличающиеся от других не только низкой ценой, но и качеством. «Сын Отечества» Старчевского. В Петербурге «Русский листок» цена годовой подписки 2 рубля 50 коп. Дифференциация по вкусам читателей, ориентация на массовой сословие «Русская газета» в Москве. Вечерние выпуски газет. Бульварная пресса «Петербургский листок» 1864-1917 Соколов 9000 тираж. Специализированная пресса «Медицинская газета» и др.

4. Частные издания

Умеренно-либеральное направление – «Сын Отечества» Старчевского, «Голос» Краевского, «Биржевые ведомости» Трубникова. [К3]

Старчевский «Северная пчела»

1869- Нива (Адольф Маркс) отличается полиграфическим уровнем (235.000 экземпляров)[К4]

5.На первое место по мощности капитала и производственной мощности к 1914 г. вышло предприятие Ивана Дмитриевича Сытина (Москва), которое выпускало 25% книжной продукции страны на русском языке, обладало самой тиражной к тому времени газетой «Русское слово» (с 1897 г.), несколькими журналами (с 1892 г. — «Вокруг света», с 1901 г. — «Искра» и др.)

2. Далее по рейтингу шло издательское дело А. С. Суворина (Санкт-Петербург), долгое время лидировавшее в стране. Оно включало в себя газеты «Новое время» (с 1876 г., Санкт- Петербург), в XIX в. одна из наиболее тиражных, с 1882 г. — два выпуска: утренний и вечерний, с 1891 г. имела еженедельное иллюстрированное приложение; «Еженедельное Новое время» (с 1879 г.), «Вечернее время» (с 1911 г., Санкт-Петербург), «Время» (с 1905 г., Москва), «Телефон „Новое время“ (1904–1905 гг.),

Журналистика превращается в бизнес и средство обогащения, о чем свидетельствует карьера многих дельцов печати. Так, С. М. Проппер, приехавший в Россию, как говорят, без гроша в кармане, приобрел на аукционе за 13 рублей право на издание в Петербурге газеты «Биржевые ведомости» (1880–1917), сделал в ее постановке упор на выбивание и публикацию рекламы.

6. Газета превращается в выгодное коммерческое предприятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: