double arrow

III. 1.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Личность ребенка формируется в процессе общения со взрос­лыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. Сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, игра­ет важную роль в возникновении и формировании у него опреде­ленных черт личности. Ребенок, потерявший слух в младенчестве, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям, чем нормально слышащий. Можно выделить различ­ные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на разви­тие личности и эмоциональной сферы глухих детей.

Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступ­но восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осозна­нии своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобще­ние к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формиро­вания сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выра­зительных движений в жестовой речи.

Значительное влияние на формирование эмоционально-воле­вой сферы, развитие личности глухих детей, становление меж­личностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания (текст 6). Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие наруше­ния слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоцио­нальным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тог­да как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений — меньшее их количество и разнообразие (В.Петшак). В младшем школьном воз­расте глухие дети глухих родителей более общительны со сверст­никами, более любознательны, у них наблюдается стремление до­минировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.




Текст 6



«Таким образом, учащиеся с сохранным слухом испытывают поло­жительные отношения ко всем членам своей семьи, как к родителям, так и к братьям и сестрам. Глухие дети глухих родителей проявляют не­сколько меньше положительных эмоций к своим родственникам, чем слышащие дети, но так же, как и они, относятся в целом одинаково положительно к членам своей семьи. Глухие дети слышащих родителей демонстрируют положительные отношения к братьям и сестрам заметно чаще, чем к родителям. Что касается отрицательных проявлений, то по отношению к матери их наблюдается очень мало, гораздо больше — по отношению к отцу.

По полученным результатам также можно было судить о некоторых особенностях личности глухих и слышащих школьников.

Слышащие школьники имели достаточно высокий показатель любо­знательности (в среднем 75%). В беседе с экспериментатором дети под­тверждали свой интерес к получению новых знаний, новой любопытной информации. Глухие дети из семей глухих имели более низкий показа­тель (в среднем 65 %). Глухие дети из семей слышащих имели самый низ­кий показатель любознательности среди испытуемых групп. Он был ра­вен в среднем 45%.

Следующий показатель, полученный в ходе исследования, касался общительности детей в группе сверстников. Все учащиеся с удовольстви­ем рассказывали о своих друзьях, желании играть с ними, разговари­вать, вместе отдыхать и выполнять общую работу. Средний показатель уровня общительности в группе слышащих детей составил 70 %. В группе глухих детей из семей глухих он равнялся 62%, в группе глухих детей из семей слышащих — 60%.

Еще одна особенность личности детей — желание быть лидером, до­минировать в группе сверстников. Самый высокий показатель в этой гра­фе имели глухие дети из семей глухих — 45%. Ниже был показатель у слышащих учащихся — 30%. Они не всегда выбирали положение в цент­ре, объясняя это большой ответственностью и нежеланием находиться в центре внимания. Самый низкий показатель был получен в группе глу­хих детей из семей слышащих — он составил 5 %. Свой выбор они объяс­няли стеснительностью, неумением хорошо говорить и т.д.

Нужно отметить, что все дети положительно относились к своим сверстникам, хотели поддерживать с ними дружеские отношения, но по-разному выбирали позицию в коллективе. Наиболее доминирующую позицию заняли глухие дети из семей глухих, слышащие дети выбрали средний вариант, имея желание как слушать кого-то, так и быть услы­шанными. Глухие дети из семей слышащих вообще не хотели находиться в позиции лидеров...» (Богданова Т. Г., Мазурова Н.В. Влияние внутри-семейных отношений на развитие личности глухих младших школьни­ков // Дефектология. — 1998. — № 3. — С. 43.)

В подростковом возрасте, по данным американских психоло­гов, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способнос­тях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими деть­ми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слышащие родители не могут вызвать своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своего ре­бенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность. Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, фор­мирует такие личностные черты, как ригидность, импульсив­ность, эгоцентричность, внушаемость. У глухих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоци­ями и поведением, у них замедлено формирование социальной зрелости.

В младшем и старшем подростковом возрасте большое влияние на развитие личности глухих детей оказывают условия обучения и взрослые, осуществляющие это обучение. На самооценку детей с нарушением слуха влияют мнения учителей. Черты личности, ко­торые они оценивают как положительные, часто связаны с учеб­ной ситуацией: это внимательность на уроках, умение решать за­дачи, аккуратность, трудолюбие, успеваемость. К ним добавля­ются собственно человеческие качества: чуткость, умение прийти на помощь (В.Г.Петрова, Т.Н.Прилепская).

У глухих детей наблюдаются значительные трудности пони­мания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмо­циональных состояний, имеются большие трудности формиро­вания морально-этических представлений и понятий (В. Петшак, А. П.Гозова).

По мере продвижения в обучении у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоцио­нальных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их разви­тия аналогично тому, которое наблюдается у слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позднее (на два года и больше).






Сейчас читают про: