Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. 1.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ




Личность ребенка формируется в процессе общения со взрос­лыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. Сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, игра­ет важную роль в возникновении и формировании у него опреде­ленных черт личности. Ребенок, потерявший слух в младенчестве, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям, чем нормально слышащий. Можно выделить различ­ные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на разви­тие личности и эмоциональной сферы глухих детей.

Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступ­но восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осозна­нии своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобще­ние к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формиро­вания сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выра­зительных движений в жестовой речи.

Значительное влияние на формирование эмоционально-воле­вой сферы, развитие личности глухих детей, становление меж­личностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания (текст 6). Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие наруше­ния слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоцио­нальным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тог­да как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений — меньшее их количество и разнообразие (В.Петшак). В младшем школьном воз­расте глухие дети глухих родителей более общительны со сверст­никами, более любознательны, у них наблюдается стремление до­минировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.

Текст 6

«Таким образом, учащиеся с сохранным слухом испытывают поло­жительные отношения ко всем членам своей семьи, как к родителям, так и к братьям и сестрам. Глухие дети глухих родителей проявляют не­сколько меньше положительных эмоций к своим родственникам, чем слышащие дети, но так же, как и они, относятся в целом одинаково положительно к членам своей семьи. Глухие дети слышащих родителей демонстрируют положительные отношения к братьям и сестрам заметно чаще, чем к родителям. Что касается отрицательных проявлений, то по отношению к матери их наблюдается очень мало, гораздо больше — по отношению к отцу.




По полученным результатам также можно было судить о некоторых особенностях личности глухих и слышащих школьников.

Слышащие школьники имели достаточно высокий показатель любо­знательности (в среднем 75%). В беседе с экспериментатором дети под­тверждали свой интерес к получению новых знаний, новой любопытной информации. Глухие дети из семей глухих имели более низкий показа­тель (в среднем 65 %). Глухие дети из семей слышащих имели самый низ­кий показатель любознательности среди испытуемых групп. Он был ра­вен в среднем 45%.

Следующий показатель, полученный в ходе исследования, касался общительности детей в группе сверстников. Все учащиеся с удовольстви­ем рассказывали о своих друзьях, желании играть с ними, разговари­вать, вместе отдыхать и выполнять общую работу. Средний показатель уровня общительности в группе слышащих детей составил 70 %. В группе глухих детей из семей глухих он равнялся 62%, в группе глухих детей из семей слышащих — 60%.

Еще одна особенность личности детей — желание быть лидером, до­минировать в группе сверстников. Самый высокий показатель в этой гра­фе имели глухие дети из семей глухих — 45%. Ниже был показатель у слышащих учащихся — 30%. Они не всегда выбирали положение в цент­ре, объясняя это большой ответственностью и нежеланием находиться в центре внимания. Самый низкий показатель был получен в группе глу­хих детей из семей слышащих — он составил 5 %. Свой выбор они объяс­няли стеснительностью, неумением хорошо говорить и т.д.



Нужно отметить, что все дети положительно относились к своим сверстникам, хотели поддерживать с ними дружеские отношения, но по-разному выбирали позицию в коллективе. Наиболее доминирующую позицию заняли глухие дети из семей глухих, слышащие дети выбрали средний вариант, имея желание как слушать кого-то, так и быть услы­шанными. Глухие дети из семей слышащих вообще не хотели находиться в позиции лидеров...» (Богданова Т. Г., Мазурова Н.В. Влияние внутри-семейных отношений на развитие личности глухих младших школьни­ков // Дефектология. — 1998. — № 3. — С. 43.)

В подростковом возрасте, по данным американских психоло­гов, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способнос­тях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими деть­ми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слышащие родители не могут вызвать своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своего ре­бенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность. Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, фор­мирует такие личностные черты, как ригидность, импульсив­ность, эгоцентричность, внушаемость. У глухих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоци­ями и поведением, у них замедлено формирование социальной зрелости.

В младшем и старшем подростковом возрасте большое влияние на развитие личности глухих детей оказывают условия обучения и взрослые, осуществляющие это обучение. На самооценку детей с нарушением слуха влияют мнения учителей. Черты личности, ко­торые они оценивают как положительные, часто связаны с учеб­ной ситуацией: это внимательность на уроках, умение решать за­дачи, аккуратность, трудолюбие, успеваемость. К ним добавля­ются собственно человеческие качества: чуткость, умение прийти на помощь (В.Г.Петрова, Т.Н.Прилепская).

У глухих детей наблюдаются значительные трудности пони­мания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмо­циональных состояний, имеются большие трудности формиро­вания морально-этических представлений и понятий (В. Петшак, А. П.Гозова).

По мере продвижения в обучении у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоцио­нальных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их разви­тия аналогично тому, которое наблюдается у слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позднее (на два года и больше).





Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 1755; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9247 - | 7275 - или читать все...

Читайте также:

 

3.85.214.0 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.