Раздел III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА
Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология).... 2
III.1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии.......................................... 2
III. 1.2. Исторический экскурс................................................................ 2
III. 1.3. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая
классификация нарушений слуховой функции у детей.......... 2
III. 1.4. Особенности развития познавательной сферы у детей
с нарушениями слуха................................................................. 5
III. 1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой
сферы........................................................................................... 15
III. 1.6. Особенности деятельности......................................................... 16
III. 1.7. Психологическая диагностика и коррекция
при нарушениях слуховой функции у детей............................. 18
Глава 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)...21
III. 2.1. Предмет и задачи тифлопсихологии......................................... 21
III.2.2. Исторический экскурс................................................................ 21
III. 2.3. Причины нарушений зрения. Классификация
|
|
нарушений зрительной функции у детей................................. 22
III. 2.4. Особенности развития познавательной сферы........................23
111.2,5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы........ 33
III. 2. 6. Особенности деятельности......................................................... 36
III. 2. 7. Психологическая диагностика детей с нарушениями
зрительной функции и коррекция этих нарушений................39
Глава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология).....42
III.3.1. Предмет и задачи логопсихологии............................................42
III. 3.2. Исторический экскурс................................................................ 42
III. 3.3. Причины первичных речевых нарушений. Классификации
речевых нарушений..................................................................... 43
III. 3.4. Особенности развития познавательной сферы........................47
III. 3.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой
сферы...........................................................................................56
III.3.6. Особенности деятельности.........................................................58
III. 3.7. Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых
нарушениях речи у детей............................................................ 59
Глава 4. Психология детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата................................................. 64
III. 4.1. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата................................ 64
111.4.2. Исторический экскурс................................................................64
111.4.3. Специфика двигательного развития при детском
церебральном параличе. Структура нарушения. Формы
детского церебрального паралича..............................................65
111.4.4. Особенности развития познавательной сферы........................74
|
|
111.4.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой
сферы...........................................................................................83
111.4.6. Особенности деятельности.........................................................89
111.4.7. Психологическая диагностика детей при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и коррекция этих нарушений.......................................................................91
Раздел III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ
ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип дизонтогенеза (см. раздел I), можно выделить закономерности, специфические для данной группы дизонтогенетических расстройств, связанные с первичной недостаточностью анализаторных систем, возникающие как вследствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов. Ими могут быть: снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор; качественные изменения в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обусловливающие своеобразную асинхронию развития — недоразвитие одних систем восприятия при сохранности и гиперфункции других; специфичность формирования психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы; зависимость формирующейся в процессе онтогенетического развития системы компенсаторных процессов от системы коррекционнопедагогической помощи и времени ее начала.