| РДЛ | Алалия | |
| 1. Нарушено формирование эмоционального личностного контакта с окружающим миром | 1. Указанное нарушение не наблюдается совсем или оно не имеет резко выраженного «глобального» характера | |
| 2. Практически не используется «язык» мимики и жестов | 2. Мимика и жестикуляция достаточно развиты и используются вместо словесной речи | |
| 3. Поведение и реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны | 3. Отмечаются, как правило, дифференцированные и адекватные реакции; дети в состоянии учитывать изменения ситуации. | |
| 4. Характерны разнообразные нарушения «моторного» поведения своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела | Наблюдаются различные нарушения двигательной сферы как в области общей, так и мелкой моторики. Своеобразные неадекватные стереотипичные движения отсутствуют. | |
| 5. Могут наблюдаться различные варианты интеллектуального развития: нормальное, ускоренное, резко задержанное и неравномерное, а также различные степени олигофрении | 5. Обычно наблюдается картина своеобразной задержки интеллектуального развития; при этом прежде всего страдают интеллектуальные процессы, связанные с речевой деятельностью | |
| 6. Речь (речевая деятельность) на ранних этапах онтогенеза может развиваться нормально, а затем (обычно в возрасте до 30 мес.) ребенок может перестать пользоваться устной словесной речью | 6. Характерной является выраженная в той или иной степени задержка в овладении речью, замедленное формирование речевой деятельности. Отмечаемый у некоторых детей речевой негативизм не приводит к полному отказу от речевого общения | |






