Система британского управления Индией

Наряду с созданием очагов современной экономи­ческой жизни происходила модернизация индийс­кого законодательства, введение норм буржуазного права, распространение современного образования, включая открытие университетов в Бомбее, Каль­кутте и Мадрасе. Приверженность автократическим методам прав­ления уступала место более гибким формам господства. В последней четверти XIX в. управление огромной, почти 300-миллионной по­лиэтнической и поликонфессиональной страной, в которой наби­рали мощь различные движения социального и общественно-политического протеста, методами прямого военно-политического диктата становилось нецелесообразным и малоэф­фективным с точки зрения наиболее дальновидных политических деятелей метрополии. Британская колониальная администрация путем частичных непринципиальных уступок и ограниченного дос­тупа к политической деятельности добивалась лояльности соци­альных слоев, включающих формирующиеся местные частнопредпринимательские элементы, интеллигенцию, средние слои города, профессиональные группы. Прагматизм колониальной политики призван был снизить активность как буржуазно-нацио­налистического движения, распространявшегося на все новые реги­оны и слои населения, так и стихийных массовых движений социального протеста малоимущих слоев населения.

Различные подходы к вопросу о формах и методах колониальной политики Великобритании в Индии определялись как степенью подъема национально-освободительного движения в колонии, так и политической направленностью сил, находящихся у власти в метро­полии. Рационализация, прагматизм, стремление к политическому компромиссу проводились достаточно последовательно сторонника­ми либерального курса, в то время как ужесточение колониального режима вплоть до репрессивного подавления антианглийских выс­туплений было характерно для консерваторов. Так, агрессивная же­сткая линия, начатая вице-королем Индии лордом Керзоном (1899— 1905), была смягчена принятием в 1909— 1910 гг. подготовлен­ного вице-королем Минто и министром по делам Индии Морли За­кона об индийских советах, получившего название реформы Морли—Минто. Закон предусматривал увеличение до половины числа выборных членов Законодательного совета при вице-короле и создание выборного большинства в Законодательных советах при гу­бернаторах крупнейших провинций. Вводилась система выборов по куриям — общей, землевладельческой и мусульманской — при увели­чении числа мест, зарезервированных за мусульманской курией. Ус­танавливалась система прямых выборов по землевладельческой и мусульманской куриям и двух-трехстепенных для общей.

Избиратели составили менее 1% населения. Работа советов име­ла исключительно законодательный характер. При всей ограничен­ности в целом и неоднозначности реформы для отдельных социальных групп и конфессий индийского общества значение ее состояло в расширении участия местных имущих слоев населения в законодательных органах власти и официальном санкционирова­нии избирательного процесса как средства политической активнос­ти определенной части общества.

В 1911 г. страну впервые посетил английский король Георг V, коронованный в Дели императором Индии. Было принято решение о переносе столицы из Калькутты в Дели. Раздел Бенгалии, провоз­глашенный в 1905 г., был отменен. Из ее состава в самостоятельные провинции выделялись Ассам, Бихар и Орисса.

Накануне Первой мировой войны Индия представляла собой ко­лониальную автократию, управляемую чиновниками, назначавши­мися из метрополии. В состав английского правительства был включен министр, именовавшийся государственным секретарем по делам Индии и Бирмы. Во главе государственно-колониального ап­парата стоял генерал-губернатор, носивший титул вице-короля Индии. Вице-король не зависел от Законодательного совета и под­чинялся непосредственно министру по делам Индии, неся ответствен­ность перед английским, правительством и парламентом.

В административном отношении Индия делилась на собственно Британскую Индию, которая занимала 3/5 территории Южной Азии, и вассальные Англии княжества, общее число которых достигало 600. Британская Индия состояла из губернаторских провинций (Бенгалия, Мадрас, Бомбей — старое название; президентств — Бихар, Орисса, Ассам, Пенджаб, Бирма, Центральные провинции, Соединенные про­винции) и комиссарских (Северо-Западная пограничная провинция, Дели, Аджмер, Мервара, Белуджистан, Кург, Андаманские и Нико­барские острова).

Губернаторы провинций назначались министром по делам Ин­дии или вице-королем. Решения Законодательных советов, введен­ные в 1909 г., не были для них обязательными.

В княжествах англичане применяли систему косвенного управ­ления, предоставив значительную автономию во внутренних делах индийским князьям — раджам, махараджам и навабам. В области внешней политики князья и население княжеств считались британ­скими подданными: им не разрешалось вступать в договорные отно­шения ни друг с другом, ни с иными государствами.

В то время как на территории Британской Индии складывалась сложная партийно-политическая система, княжества долгое время оставались за пределами политической жизни. Политическая орга­низация, объединившая князей, возникла лишь в 1921 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: