Усиление централизации и движение ихванов (1926-1933)

Централизация эмиратов Аравии в 20—30-е гг. про­ходила на фоне обострения отношений между цент­ральной властью и ихванами, вылившихся в восстание последних. Движение ихванов, демократи­ческое по своему составу и ряду требований, служило опорой сторонникам феодально-племенного сепаратизма. Ихваны яв­лялись также носителями религиозного фанатизма и бедуинской враж­дебности по отношению к «многобожникам» и «забывшим» истинный ислам оседлым жителям хиджазских городов. «Изобретением дьяво­ла» они считали те технические средства, которые Ибн Сауд стал ши­роко внедрять для укрепления центральной власти, хозяйственных и военных нужд (автотранспорт, радио, телефон и т.п).

Поставить религиозное рвение «братьев» под контроль была при­звана созданная Ибн Саудом летом 1926 г. Лига общественной мора­ли, ставшая исполнять функции религиозной полиции и контролировать поведение жителей Хиджаза. Все эти меры оказа­лись недостаточными, и страна оказалась ввергнутой в пучину гражданской войны. Лишь в январе 1930 г. Ибн Сауду удалось нанести окончательное поражение мятежным отрядам ихванов. Вожди восстания были захвачены и брошены в тюремные ямы.

Несмотря на подорванную гражданской войной экономику, сау­довский режим окреп, а Ибн Сауд превратился в полноправного вла­стителя обширной территории. В 1930 г. Ибн Сауд издал указ о создании министерства иностранных дел, главой которого назначил своего второго сына и вице-короля Хиджаза Фейсала. В январе 1932 г. в Хиджазе был сформирован Совет Министров во главе с Фейсалом, в состав которого вошли министры иностранных дел, внутренних дел и финансов, а также Консультативный совет в составе вице-короля, его советников и шести представителей хиджазской знати, ^сентяб­ря 1932 г. король издал декрет «Об объединении частей арабского ко­ролевства», которое отныне получило название Королевство Саудовская Аравия. Декрет объявлял Коран конституцией страны и устанавливал порядок престолонаследия. В 1933 г. наследным прин­цем был назначен старший сын короля — Сауд.

Для оседлых жителей страны Ибн Сауд был королем и эмиром, т.е. феодальным правителем и одновременно, как и его предки, носи­телем титула имама — духовного главы мусульманской общины (уммы). Аравийские кочевники, кроме того, видели в роде Саудидов свою племенную знать, осевшую в городах. По своему выбору и на определенный срок король назначал эмиров (губернаторов) отдель­ных провинций, за исключением Хиджаза, где правил генеральный наместник (вице-король).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: