Философские системы века Просвещения

Гениальная ясность наведенного Ньютоном порядка в среде естественных наук как нельзя лучше соответствовала общему стремлению европейского сознания к порядку, преодолевающему хаос эпохи религиозных войн и революций, захлестнувших шестнадцатое и первую половину семнадцатого столетий. Следующая из ньютоновского порядка простота в объяснении еще недавно малопонятных, хотя и всем знакомых явлений (морских приливов, движений планет и т.п.), завораживающим образом действовала на всех образованных людей новой эпохи, определяя сам дух Нового времени.

Таким образом, если предшествующий, 17 век, иногда называют веком первоначального накопления капитала, то 18 век - эпоха наведения порядка среди накопленного. Ее вполне можно назвать веком классификаций и коллекций. Совсем недавно люди просто накапливали сокровища, бросая в один и тот же сундук монеты разных стран и времен, лишь бы они имели ценность. Когда же появлялись сомнения в стоимости какой-либо старинной монеты, ее просто перечеканивали, избавляя себя и других от ненужного разбирательства непонятных надписей и профилей незнакомых властителей. В 18 веке все изменилось, возник неудержимый интерес к принципу, объединяющему вещи, их соотносительной, а не абсолютной стоимости. В это время коллекционируют и систематизируют все что угодно: оружие и китайский фарфор, античные манускрипты и новые научные идеи. Карл Линней, например, создает систему видов живой природы, а Дидро и Даламбер – знаменитую Энциклопедию наук, искусств и ремесел, уникальный и всеобъемлющий к тому времени свод знаний. В России Петр Великий открывает Кунсткамеру с ее первой анатомической коллекцией, а Екатерина Великая закладывает основание Эрмитажного собрания шедевров живописи.

Название “система” как бы носится в воздухе, и одним из первых, кто отчетливо произнесет это название вслух будет известный философ, психолог и общественный деятель эпохи французского Просвещения Этьен Бонно Кондильяк. В 1749 году он опубликовал в трактат “О системах”, посвященный принципам организации известных ему философских учений, представляющих, по его мнению, систему человеческого знания. Может показаться, что термин “система” здесь еще достаточно произволен, его легко можно заменить словом “теория”, но для автора трактата все разобранные им философские построения это, прежде всего, системы взглядов их создателей. Его же собственный труд - это классификация, или система ранее созданных систем.

Несколько позднее, в 1770 г., системному видению мира посвящает свой главный труд его младший современник барон Гольбах. Его работа носит название “Система природы, или о законах мира физического и мира духовного” и содержит утверждение, что вечный, несотворимый материальный мир составляет целостную систему, бесконечную совокупность различных образований, взаимодействие которых образует естественный порядок природы. В основе целостности мира лежит единство форм движения и качественных состояний материи, считает Гольбах. Всеобщие законы природы определяют и нормы поведения в обществе.

Еще более глубокое понимание системной сущности мира привносит на рубеже 18 и 19 столетий немецкая классическая философия. Ее родоначальник Иммануил Кант утверждает, что научное знание есть система, в которой целое главенствует над частями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: