Возникновение эволюционного учения

Одним из наиболее примечательных явлений науки Нового времени стало развитие эволюционного учения, не только опрокинувшее устоявшееся в веках мнение о неизменности биологических видов, но и впервые указавшее на механизмы развития живой природы. Для психологии это учение сыграло не меньшую, а возможно, и значительно большую роль, чем современные тому веку физические теории.

Исторически первой концепцией, содержавшей принципы эволюционного учения, явилась теория Ж.Б. Ламарка. Ламарк впервые ввел в обращение термин «биология» и представление о градации — внутреннем «стремлении к совершенствованию», присущем всему живому. Он считал, что действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ — от простейших до самых совершенных. Результат градации — одновременное существование в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую лестницу существ.

Другим фактором эволюции, по Ламарку, является постоянное влияние внешней среды, приводящее к нарушению правильной градации и обусловливающее формирование всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям. Изменение среды — это основная причина видообразования; пока среда неизменна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошёл сдвиг, виды изменяются. Ламарк разграничивал эти факторы эволюции, отмечая, что первому из них в организме соответствуют «способности постоянные», второму — «способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств».

Внешняя среда на растения и низших животных действует непосредственно, вызывая у них приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования осуществляются более сложным путём.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: